Новости Петербурга

Окурки на мостовой

12:25:42, 06 сентября 2004
О «блистательном Петербурге» времен Серебряного века сегодня принято говорить с ностальгией. Город Блока и Ахматовой, Мережковского и Гумилева кажется многим мифической Атлантидой, ушедшей на океанское дно. Однако тогда, в начале ХХ века, многие современники вовсе не считали северную столицу «блистательной».

Век назад, как и сегодня, Петербург погряз в проблемах городского благоустройства. Петербург называли городом, непригодным для жилья. Горожане жаловались на ужасное состояние окружающей среды, возмущались, что бульвары вырубают ради прокладки трамвайных линий. Навещавшие петербуржцев несколько лет подряд холерные эпидемии сеяли панику среди обывателей. Источником заразы некоторые медики называли невскую воду, в которой оказались холерные вибрионы.

Возмущались петербуржцы и падением нравов. В столице процветали проституция, азартные игорные притоны, царили уличная разнузданность, хулиганство и просто мелкое бескультурье.

«Для пассажиров империала не существует никаких обязательных правил, — возмущался в 1903 году пассажирами конки репортер «Петербургского листка». — В то время как в вагон не впускают людей пьяных, они имеют свободный доступ наверх. Сплошь да рядом видишь, как с империала бросают на мостовую незатушенные окурки, летят оттуда плевки в прохожих; какой-нибудь мастеровой, уплетая ягоды, швыряет вниз косточки и шелуху».

Не всем нравилась и жизнь «веселящегося Петербурга», который, казалось, не замечал ничего вокруг. Не случайно некоторые современники сравнивали город Серебряного века с Третьим Римом времен упадка.

«У всех на уме одно удовольствие, — сетовал в октябре 1911 года обозреватель «Петербургской газеты». — Увлечение модой достигло своего апогея. Бросаются деньги сотнями, тысячами, миллионами... Роскошь растет, растет с нею и «легкоправность» общества, нарастает волна общего спада, декаданса. Куда мы идем? Не в пропасть ли?»

На этот вопрос по просьбе газеты ответили некоторые представители «культурного общества» столицы. «Роскошь, такая отвратительная и безвкусная, есть продукт крайней оторванности личности от общества, — заявил философ и писатель В. В. Розанов. — Наша грубая и дикая роскошь, роскошь не на храмы, не на науку, не на искусство, не на армию и флот, а на себя, на «брюхо» свое — есть заключительный могильный камень индивидуализма». Чтобы учитывать государственные интересы, Розанов считал уместным ввести даже специальный «налог на костюмы».

Правда, писательница Т. Л. Щепкина-Куперник была не согласна с мнением Розанова. «Говорить о «вакханалии роскоши» в Петербурге, по-моему, нельзя, — сказала она. — Наша «убогая роскошь» не только с Древним Римом, даже и с современным Парижем и Лондоном не сравнится. Не хочется верить, что мы идем к упадку. Наша страна еще молода: она еще делает первые неуверенные шаги по пути политической свободы и нового строя...»

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100