Новости Петербурга

Дедушка русского рока любит черепах и медвежатину Дедушка русского рока любит черепах и медвежатину

12:20:47, 06 сентября 2004
Дедушка русского рока любит черепах и медвежатину Дедушка русского рока любит черепах и медвежатину

На прошлой неделе родной город навестил Алексей Хвостенко. Тот самый Хвост, который куролесил здесь с поколением Бродского в 60-70-е, создавал русский центр в Париже в 80-е, устраивал удивительные проекты с русскими рокерами в 90-е. Словом, живая связь времен. И вот он снова здесь - с российским паспортом, врученным личным указом Путина, в кармане и массой идей в голове. Мы встретились с ним в рок-магазине «Кастл-рок», где в прошлый свой приезд Хвост впервые сделал себе татуировку и где вся атмосфера располагала к общению с человеком, которого иногда называют первым русским рокером.

- С чем приехали на этот раз, Алексей Львович?

- Буду презентовать новый альбом «Могила Live», записанный с молодой группой deГЕНЕРАТОРs. Мы сыграли вместе этой весной на СКИФе. И так хорошо получилось, что решили записать альбом. Будут концерты в Москве и Питере. Еще у меня сейчас два театральных проекта. Недавно поставил пьесу для детей «Гриб» на свои стихи. В таком забавном месте в Париже - там до революции была русская кинофабрика. Там, например, снимался первый «Франкенштейн». Сейчас один предприимчивый марокканский еврей выкупил это место и пытается там создать русский культурный центр. Есть еще театральный проект в России, но не хочу пока говорить об этом. (Как нам удалось выяснить, это совместный проект с московским театром Васильева.)

- А кем вы себя больше ощущаете: поэтом, музыкантом, художником? Что вам ближе?

- Мне больше всего по сердцу театр. Здесь я могу реализоваться полностью: написать пьесу, музыку к спектаклю, поучаствовать в создании декораций, сыграть какую-нибудь роль.

- И какая последняя из ваших ролей?

- Лука в пьесе «На дне». Это такой мюзикл, написанный мною по пьесе Горького.

- Алексей Львович, слышал такую легенду, что когда-то на Пряжке существовала койка, которую наследовали творческие люди друг у друга, и вы, в частности, непосредственно у Бродского.

- Это не легенда. В то время мы были очень дружны. Помню, я жил тогда уже без родителей, а Осе родители оставляли, уходя на работу, хороший обед. И часто день начинался с того, что я приходил к нему, мы съедали пополам этот обед и шли по своим делам. А поскольку мы нигде не работали, нас решили судить за тунеядство. Точнее, первого меня. У меня на процессе Бродский устроил скандал, кричал: «Как вы смеете судить поэтов!» Через месяц судили уже и его. Вот и проходили мы медицинскую экспертизу на Пряжке. Мне поставили гениальный диагноз - «маниакально-параноидная шизофрения и бред творчества». Честно говоря, я им немного подыгрывал.

- Как, если не секрет?

- Мне давали бумагу, и я рисовал на ней бред так, как я его представлял. Очевидно, получалось художественно убедительно. Меня даже показывали студентам как образец «творческого безумца». Так что мне тогда удалось избежать принудительных работ. А Осю признали вменяемым и послали на год в какой-то совхоз на принудительные работы.

- С Бродским потом за границей встречались?

- Первый раз в Венеции, в 77-м году, куда я приехал на диссидентский биеннале. Выглядываю из окна гостиничного номера, смотрю - идет Ося. Я ему кричу: «Ося!» А он поднимает голову и как ни в чем не бывало кричит: «Спускайся, я тут ресторанчик знаю!» Хорошо тогда посидели, потом по Венеции побродили.

- Чтобы больше не судиться, приходилось где-то работать. Что-нибудь вспомните?

- Много чего было. Например, был оформлен в мастерской металлоизделий «мертвой душой». Приходил раз в месяц, получал деньги, отдавал их почти все за проходной и шел своей дорогой. Однажды как-то я отлучился на полгода и туда не заходил. Когда приехал, мне звонят: «Зайдите за деньгами». Прихожу, кассирша мне шепчет: «За это время у нас тут всех пересажали, советую вам уволиться, Алексей Львович». Уволился и получил бешеные деньги по тем временам - несколько тысяч. «Жигули» тогда можно было купить. Вышел за забор, а отдавать некому, всех посадили... Мы их потом долго пропивали.

- Ходят легенды о вашей работе в зоопарке...

- Да, работал где-то полгода. У меня был конь Цыган, я его запрягал каждое утро и ехал развозить еду по вольерам. Пьянство там стояло безобразное. Потому что приходило много друзей, так как нам там давали много еды. Нам постоянно выдавали конину, которой кормят хищников. Кстати, во Франции самое дорогое мясо. Еще регулярно питались медвежатиной, они в неволе, оказывается, от нечего делать плодятся, как поросята, и работникам зоопарка давали массу медвежатины. Я постоянно приносил домой вырезки, и моя жена научилась ее прекрасно готовить. Вообще, она в этот период стала большим специалистом по экзотической пище. Осенью, например, наступал период черепаховых блюд. Школьники со своих летних каникул привозили массу черепах и несли их в зоопарк. И их раздавали сотрудникам. (Тут Хвост со знанием дела рассказал, как положено готовить черепах.) А деньги соответственно тратились только на выпивку.

- Чем закончилась ваша работа в зоопарке?

- Обычное дело - уволили. Напились как-то в очередной раз с друзьями и девушками-практикантками с биофака, которые там без конца практиковались. Запряг я своего Цыгана, погрузил всю компанию в тележку, сам встал спереди, размахивая над головой вожжами, и мы гонялись по зоопарку, распугивая посетителей. Цыган хромал на все четыре ноги, но куда-то нес. Так мы и гоняли, пока нас всех не отловили. После чего и был уволен.

- А кто был в тележке не припомните?

- Олег Григорьев, ныне покойный. Он там тогда художником работал, обезьянок каких-то на афишах рисовал, он меня туда и пристроил. Алеша Хоханов, мой старый друг по Академии художеств, девушки с биофака… может еще кто был, сейчас не вспомню.

В этот момент Хвоста позвали на предконцертный прогон и мы прервали беседу..

Концерт состоялся вечером в клубе "Молоко". Хвост восседая на высоком стуле своим хрипловатым голосом читал на распев свои стихи, а музыканты из deГЕНЕРАТОРs обеспечивали музыкальное сопровождение. Действо являло собой нечто среднее между джем-сейшном, советской литературно-музыкальной композицией и камланием шамана, но завораживало при этом необыкновенно. В промежутках между песнями Хвост мешал свой знаменитый коктейль из красного вина и газировки в одному ему известных пропорциях не опускаясь до обычной в таких случаях простой газировки. А под конец еще и порадовал публику старыми добрыми хитами, такими как "Под небом голубым" и "Орландина".

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Молод и крут!


Скоро Хвосту стукнет 64. Судя по его внешнему виду, этого, впрочем, не скажешь. Кожаные штаны - рокерский прикид, мужское обаяние, остроумие, тату на левом плече. Свой знак зодиака - Скорпиона - он попросил нарисовать татуировщика в рок-магазине «Кастл-рок».

- Я родился под знаком Скорпиона в год Дракона, - рассказал нам Хвост. - До недавнего времени у меня была татуировка еще и дракона. Правда, картинка была временная, я ее сделал летом в Испании, недалеко от Барселоны. В гороскопы я не то, чтобы очень верю, просто рисунок красивый. Да и, кроме того, приятно, что Скорпион символизирует ум и талант, а Дракон в огне не горит, в воде не тонет. Его сжигают, а он возрождается.

Скорпион символизирует еще и сексуальность, и, кстати, Хвост в рок-магазине был не только с молодыми музыкантами. Рядом с ним сидела дама, ласково называющая Алексея Львовича Хвостиком. Он оговорился, что познакомился с Еленой Наумовной в Париже, а этим летом они вместе путешествовали по южному побережью Франции.

Рецепт вареной черепахи

- Тщательно промыть их под краном, а потом кинуть в кастрюльку с кипящей водой, как раков. Панцирь лопается на две половинки, а мясо у черепах очень вкусное! Особенно ценили мы печень. В бульон добавляли картошечки, и получался отменный черепаховый суп.

Олег ПАСКЕВИЧ.
oleg@kppublish.ru
Марина СУРАНОВА.
sur@kppublish.ru
Фото автора.

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100