Новости Петербурга

Как топили аварийный реактор Как топили аварийный реактор

12:20:45, 06 сентября 2004
Как топили аварийный реактор Как топили аварийный реактор

Отсек атомохода К-19 сначала потеряли, а затем он сам не захотел уходить на дно

Не так давно мы опубликовали отрывки дневников участника Русско-японской войны 1905 года. Их принес к нам в редакцию его правнук Анатолий Васильев. Но и сам он был свидетелем и непосредственным действующим лицом интересных событий. Так Анатолий Александрович принимал участие в затоплении реакторного отсека печально знаменитой подводной лодки К-19. О том, как это происходило, он рассказал читателям «Комсомолки».

Я закончил ленинградский Сангиг и в течение пяти лет работал санитарным врачом подразделения, обслуживавшего предприятия Северодвинска. Мы были приписаны к «третьему», так называемому «атомному», подразделению Минздрава, занимавшемуся атомной промышленностью. После того как на подводной лодке К-19 произошла авария, ее отбуксировали на завод «Севмаш». Впервые на ней применили технологию ремонта с вырезанием реакторного отсека. В данном случае - шестого. Затем к нему приварили два понтона, так как сам по себе отсек не имел плавучести, и он долго болтался на заводе. В августе 1965 года наконец было решено от него избавиться. Приняли решение отсек затопить. Тогда не предвиделось других способов утилизации. При этом надо отметить, что из-за аварии один реактор не был разгружен. Работали в то время не такие дураки, какими их пытаются представить современные экологи. Специалисты разработали технологию заливки реактора жидкими радиационно и химически стойкими твердеющими смесями. Для этого нужно было вскрыть хоть одно отверстие в крышке реактора. С большим усилием вытащили термопару. На ней явные следы перегрева - цвета побежалости. Ох, не зря тогда в 61-м ребята спасали реактор ценой жизней. Все же не расплавилось. А излучение термопары было и вовсе не велико. Взяли за оголовок и засунули в свинцовую трубу. Для затопления выбрали бухту Цивольки на Новой Земле.

Реакторный отсек с приваренными к нему двумя понтонами тащил за собой буксир МБ-8, которым командовал капитан Ровба. Кроме экипажа на борту был руководивший походом капитан 3-го ранга, капитан-лейтенант с какой-то подводной лодки с четырьмя матросами, которые должны были в случае чего бороться за живучесть отсека. Непонятно, правда, как они это делали бы. Также на буксире плыли два подрывника и я от Минздрава. Идем спокойно, конец августа, погода прекрасная. И вдруг обнаруживаем, что отсека за нами нет. Хорошо, были белые ночи и мы его нашли, а то ведь никто даже не догадался поставить какой-нибудь локационный отражатель. Представьте себе, какой был бы скандал! В открытом море, неизвестно где болтается аварийный отсек атомной подводной лодки. Произошло следующее: отсек с понтонами мы тащили на тросе длиной 400-

500 метров, никакого руля приделано не было, и наш «груз» рыскал метров на 300-400 в стороны. Трос переламывался. Дальше шли осторожнее. Подтягивали, проверяли, подкладывали бревна. Зашли в поселок Белушья, дождались «просыхания» начальства после ресторана. На Новой Земле сухой закон, и, когда заходил теплоход «Буковина», все гуляли сутки. И далее с помощью еще одного буксира МБ-143 под командой капитана 1-го ранга Круга пошли в Карское море.

При проходе через Карские Ворота передний понтон пробила льдина. Буксир мог от льда уворачиваться, а понтон нет. Подтянули и видим: из пробоины выходят пузырьки воздуха, началось проседание на нос. По расчетам, при затоплении переднего понтона вся конструкция должна стать «на попа». Тогда рым, за который крепится трос, уйдет под воду. Но пока этого не происходит, решили идти, сколько можем, а в случае чего - буксир отдать. Боцман, правда, мягко говоря, очень возражал. Ему трос было жалко. Прошли Карские Ворота, и тут юго-восточный ветер начал нас зажимать льдами. А до места назначения еще идти и идти. Заскочили в первую попавшуюся бухту. Это был залив Абросимова. Бухта большая, где топить? Я рассудил, что в том месте, где впадает ручей сначала мелко, а затем идет обрыв. Если отсек положить под обрыв, то его потом грунтом, выносимым ручьем, замоет.

Подвели отсек на место, открыли в обоих понтонах кингстоны. Воздух стравили, вода пространство заполнила, а конструкция не тонет. Балластные емкости в самом отсеке не дают. Вот вам и расчет. Должен был «на попа» встать - не встал. Должен был затонуть - не затонул. Тут и подрывники пригодились. Заложили заряды в балластные емкости, взорвали - и все ушло на дно.

Конечно, было бы интересно прийти на место и посмотреть, что происходит. Найти место несложно. Есть координаты, пеленги на береговые объекты. Я сам отсылал в Минздрав доклад. Прочный корпус лодки, затвердевающий состав, корпус самого реактора. Вымывание радиоактивности представляется маловероятным. Позже в бухту Цивольки прошел атомный ледокол «Ленин» и затопил там свой разгруженный реакторый отсек. А в бухте Абросимова затопили реакторные отсеки от лодок «Ленинский комсомол» (К-3) и лодки К-11. Не знаю, были ли разгружены реакторы на К-3, а вот на К-11 один реактор точно разгрузили, а во втором, аварийном, осталось восемь каналов. Там была глупейшая авария. Мы ее называли «пожар в бардаке с наводнением». Но это уже отдельная история.

НАША СПРАВКА

Архипелаг Новая Земля состоит из двух островов, разделяемых проливом Маточкин Шар. Протяженность обоих островов составляет около 900 км. Большая часть северного острова покрыта льдами. С 1955 по 1990 год на полигоне, расположенном на Новой Земле, проведено 132 ядерных взрыва.

Подготовил Максим КОНЧАРОВ.
max@kppublish.ru
Фото Артема МИШУКОВА.

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100