Новости Петербурга

"Известия": Литва начала тарифную войну. Российским грузам закрыли путь в Калининград.

12:20:38, 06 сентября 2004
Российские и литовский железные дороги оказались на пороге тарифной войны. 3 сентября Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) повысили тарифы на транзит в Калининград нефти и черных металлов. В результате, как пишет газета "Известия", цены на бензин в Калининградской области, и без того самые высокие в России, вырастут минимум на 7%. А порты российского анклава потеряют большую часть грузов. В Литве не скрывают, что добиваются от России снижения цен на перевозки в свои порты. Но российские перевозчики уверены: их грузы Литва все равно не получит. По словам главы литовского транспортного ведомства Влериуса Пономареваса, с российской стороны уже существует "тарифная дискриминация" в отношении портов Литвы, из-за чего стоимость перевозок некоторых грузов в Калининград ниже, чем в литовские порты. От официальных комментариев по поводу тарифов отказались и в порту Клайпеды. Тариф на перевозку по железным дорогам экспортной нефти или зерна в порт действительно ниже, чем при перевозках через сухопутные пограничные переходы. Грузы в Калининградскую область идут через погранпереходы на литовской границе. Начальник департамента транспортного развития Калининградской области Николай Рябичко заявил "Известиям", что регион страдает от этого не меньше Литвы. "Прейскурант предусматривает значительные скидки при доставке груза на расстояния свыше 1000 км, - говорит Н.Рябичко. - Однако для нашей области подобные расстояния нехарактерны, так как доставка грузов происходит, как правило, из близлежащих областей через территорию Белоруссии и Литвы, которые не включены в это тарифное расстояние. Такое положение привело к увеличению тарифов на перевозки на 60%". Только на перевозках древесины, завозимой для обеспечения работы двух ЦБК, область теряет около 20 млн долл. Отмена внутренних преференций и неурегулированность транзитных взаимоотношений с соседями поставили на грань разорения и элеватор Калининградского порта. В 2003г. порт обработал 211 тыс. т зерна, за семь месяцев 2004г. - всего 40 т. Причем, в выигрыше прежде всего литовские порты: стоимость доставки тонны зерна из Казахстана до Клайпеды составляет 41,8 долл., до Риги - 40,7 долл., до Калининграда - 42,25 долл. Повышение тарифов на транзит нефти грозит анклаву и его портам новыми потерями. Начальник управления экономики Калининградской области Виталий Жданов сообщил "Известиям", что в области ожидают роста цен на нефтепродукты уже в сентябре на 7-8%. Отметим, что Литва не впервые ужесточает правила транзита грузов в Калининград через свою территорию. С 1 мая Литва стала членом Евросоюза, на ее территории стали действовать новые правила фитосанитарного и ветеринарного контроля и запреты на перевозки некоторых видов минеральных удобрений. Повысились на 25% ставки оплаты за ветеринарный контроль транзитных грузов, увеличились до трех суток нормативы простоя грузовых поездов на погранпереходах. Минтранс и руководство ОАО "РЖД" пока никак не отреагировали на новые транзитные ограничения со стороны Литвы. Глава работающей в Калининграде транспортной компании "ТрансВест" Сергей Солодов считает, что "Литва решилась откровенно попытаться переориентировать грузы в сторону своего порта. Но это топорный способ. Все, чего добьются литовские чиновники, - снижение грузопотока на калининградском направлении. Грузы, направляемые через калининградский порты в Европу, будут перерабатываться в Санкт-Петербурге или Выборге, но только не в Литве". По оценке администрации Калининградской области, транспортная изоляция региона только в 2003г. обошлась ему в 240 млн долл. дополнительных расходов. С учетом повышения цен на бензин эти расходы вырастут как минимум вдвое.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100