Новости Петербурга

Вредная столица Экология Петербурга оставляет желать лучшего

09:20:05, 09 сентября 2004
В своем стремлении сделать Петербург городом европейских стандартов местные власти инициировали целый ряд нововведений, касающихся самых разных сторон его жизнедеятельности. Речь зашла и о строительстве Западного скоростного диаметра, и о развитии инженерных коммуникаций, и об упорядочении рынка медицинского страхования. За рамками бурных общественных дебатов, как и всегда в России, осталась тема городской экологии.

       Исходные экологические данные у Петербурга не такие уж плохие, как может показаться на первый взгляд. Да, находится город на севере, стоит на болоте, и проходят, говорят, через его территорию вредные геологические разломы. И тем не менее большинство природных факторов благоприятствует тому, чтобы в Петербурге жилось приятно и дышалось легко. Город расположен у Финского залива, что формирует полезный морской климат. Есть в Петербурге даже свои заказники, что, вообще-то, нехарактерно для мегаполисов, -- Юнтоловский и ихтиологический Гладышевский, оба на Финском заливе. При этом Гладышевский заказник -- единственное место в Европе, где сохранилась европейская жемчужница, моллюск, известный благодаря "северному жемчугу". Сюда же заходит на нерест балтийский лосось.
       Из неблагоприятных природных факторов помимо дождливого климата можно отметить несколько повышенную естественную радоноопасность в районе Пушкина и Красного Села. Но радон -- тяжелый газ и не поднимается выше первого этажа, да и концентрации его в естественных условиях недостаточно, чтобы принести хоть какой-то вред здоровью. Поскольку Петербург стоит на болоте, в подземных пространствах под ним (на глубине 3-15 м) непрерывно образуется биогаз, состоящий из метана и диоксида углерода. В обычных природных условиях он выходит в атмосферу через слои земли. Но в условиях асфальтового покрытия газ не может проникнуть наружу и накапливается. Однако его концентрация тоже не достигает взрывоопасного количества. Тем не менее за местами образования биогаза городской комитет по экологии и природопользованию постоянно следит, и, если газа образуется больше, чем положено, его выпускают наружу посредством бурения скважины. Еще на территории Петербурга имеется тепловая аномалия. Она охватывает южную часть города включая Шушары, Пулково и Красное Село -- температура кристаллических пород на глубине 1,9-2,2 тыс. м достигает здесь 70 градусов по Цельсию.
       Воздействие, которое оказывают на состояние городской экологии эти безобидные природные явления, не идет ни в какое сравнение с техногенными факторами. Благоприятная экологическая обстановка -- едва ли не главный критерий преуспевающего города в развитом государстве. Это, к сожалению, не про нас. Ежегодно в атмосферу Петербурга выбрасывается 250 тыс. тонн загрязняющих веществ, что составляет около 50 кг на каждого жителя города. При этом в городском комитете по экологии и природопользованию отмечают, что это не так уж много. Правда, лишь с учетом того, что в Норильске, например, на каждого жителя приходится по 10 тонн таких веществ в год. Уровень загрязнения воздуха в Петербурге в среднем в 10 раз превышает допустимые концентрации (ПДК). Больше всего в нашем воздухе диоксида азота (2 ПДК), источником которого являются автомобили, а также промышленные предприятия. Выброс от автотранспорта -- почти 200 тыс. тонн в год и ежегодно возрастает пропорционально числу автомобилей на 7%. При этом Петербург никак нельзя назвать зеленым городом. Наиболее населенные районы, Центральный и Адмиралтейский, имеют самую малую плотность зеленых насаждений -- менее 20% площади. Лучше всего обеспечен зелеными насаждениями Калининский район -- 40-50% территории. Большинство же районов города имеют плотность зеленых насаждений 20-30%.
       Выбирая место проживания в этих невыносимых условиях, остается руководствоваться только розой ветров. Поскольку Петербург расположен у Финского залива, это благоприятствует рассеиванию выбросов от промышленных предприятий и автомобилей. Согласно розе ветров Петербург больше продувается ветрами западных и юго-западных направлений. Вследствие чего над западными и юго-западными районами города чаще, чем над северными и восточными, появляется более чистый загородный воздух. Самый грязный воздух -- в Центральном и Кировском районах Петербурга. А наибольшая концентрация взвешенных веществ (попросту пыли) наблюдается в Калининском и Кировском районах, здесь среднегодовые показатели в 5-6 раз превышают норму.
       На втором месте стоит проблема воды, источником которой является река Нева и чье качество определяется качеством воды в Ладожском озере. В этом смысле город является заложником своих соседей и зависит от того, что они сбросят в Ладогу. По гидрохимии вода в Неве относится к третьему классу качества, то есть имеет умеренную загрязненность. Правда, специалисты-экологи утверждают, что для жителей города это непринципиально, так как "Водоканал" надежно воду очищает и в краны она поступает вполне пригодной к употреблению. По словам специалистов комитета по экологии, гораздо большую проблему, чем вода, для Петербурга представляет подъем дна многочисленных рек и каналов. Каждый год дно городских рек и каналов поднимается на 8-10 метров. Чем меньше глубина, тем больше водорослей. А чем больше водорослей, тем больше комаров. Поэтому в борьбе с насекомыми специалисты ежегодно поднимают на поверхность 160 тыс. тонн донных грунтов.
       Вообще, поддержанием экологической безопасности в городе занимаются шесть круглосуточных аварийных служб, главная задача которых -- очистка территорий и вод при их загрязнении химическими веществами. Наибольшую проблему представляют нефтепродукты, которых из Петербурга ежегодно вывозится 11 млн тонн. Половина этого количества транспортируется по Неве, и разливы нефти -- достаточно частое явление. В таких случаях на борьбу с нефтяными пятнами направляются четыре имеющихся в распоряжении города нефтесборщика. Все это, впрочем, не решает проблему экологии в целом. Промышленные предприятия как дымили, так и дымят в центре города и на окраинах, разъезжают по улицам автомобили, выхлоп от которых не укладывается ни в одни европейские нормы. Но мы к этому привыкли и не ропщем. Наверное, поэтому и европейцами нас никто не считает.
       ИРИНА ЗАВЬЯЛОВА

Коммерсантъ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100