Новости Петербурга

Драмкружок, кружок по фото... Дополнительное образование совсем не значит второстепенное

23:23:02, 09 сентября 2004
Дополнительное образование совсем не значит второстепенное

В сентябре во дворцах и домах детского творчества, которые многие родители по старой привычке все еще именуют домами пионеров, проходит запись в творческие детские коллективы — кружки, клубы, секции, лаборатории, ансамбли, оркестры. Эти дни можно смело назвать временем Выбора. Да, именно так, с большой буквы. Потому что зачастую, записываясь в тот или иной коллектив, ребенок, сам того, конечно, не зная, делает первый шаг к большой науке, к большой сцене, к будущей профессии, а главное — к будущему своему месту в обществе. Потому что творчество делает человека инициативным, динамичным, думающим, активным, умеющим решать проблемы в самых разных сферах жизни.

И если ваш ребенок собирается этот шаг сделать, помогите ему. Отнеситесь к выбору кружка или клуба так же ответственно, как когда-то отнеслись к выбору школы. Тогда вы, взрослые члены семьи, все решили сами. Теперь у вас есть помощник — ваш собственный ребенок. И его мнение в данном случае должно быть решающим.

Вам кажется, что информатика куда полезнее, чем фехтование или бисероплетение? Попробуйте убедить. Но если не удастся, не настаивайте на своем. Только то, что ребенку действительно по душе, он будет делать с радостью, а обязательного и необходимого ему хватает в школе.

— Педагог дополнительного образования «идет от ребенка», подстраивается под его запросы, корректирует программы так, чтобы наилучшим образом учесть особенности конкретной группы, конкретной личности, — говорит руководитель Городского центра развития дополнительного образования Александра Тимофеевна Бойцова. — Удивительная возможность дополнительного образования как раз и состоит в том, что добровольно выбранное занятие становится вскоре не формально, а духовно необходимым.

Вот почему ни в коем случае нельзя наказывать ребенка отлучением от любимого занятия. А как часто можно слышать от родителей: «Получишь двойку — на хор не пойдешь!». Да если не пойдет, он может еще одну двойку схватить! Мало того что вы лишите его приятных и интересных часов, проведенных в коллективе, вы заставите его переживать из-за того, что он этот коллектив подводит. Ведь в оркестре, танцевальном ансамбле, театре у каждого ребенка своя определенная роль, которую нельзя передоверить другому. И ребенок это остро чувствует.

У родителей разное отношение к «необязательным» занятиям: одни хотят «впихнуть» в ребенка все — от аэробики до информатики, другие считают, что занятия в доме творчества, дворце культуры — это ерунда, только время от учебы отнимают. Между тем психологи утверждают, что наличие любимого занятия, устойчивого интереса к определенному виду деятельности развивает ответственность и собранность — качества, совершенно необходимые для успешной учебы.

Нина Николаевна Жгулева, председатель совета директоров учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга и директор Центра внешкольной работы Калининского района, отмечает, что сегодня дворцы и дома детского творчества стремятся максимально удовлетворить запросы ребенка и его семьи, вводя все новые и новые программы, организуя занятия в наиболее удобное время, помогая школьнику добиться самых высоких результатов в любимом деле.

И хотя запросы детей и родителей становятся все более экзотическими, педагоги стараются за ними поспевать. Так что если в ближайшем доме детского творчества вы не найдете, например, секции парапланеризма или цирковой труппы, это вовсе не значит, что подобных коллективов нет в других творческих центрах. Ищите!

Более того, в большинстве случаев вы найдете такие детские группы, в которых не требуют оплаты за занятия. Возможно ли такое в наше время? Как это ни удивительно, возможно. Около 80% услуг дополнительного образования в домах и дворцах детского творчества предоставляется бесплатно. Впрочем, это не означает, что открывать кошелек не придется вовсе.

Отдавая ребенка в изостудию или даже судомодельную лабораторию, вы должны понимать, что кисти, краски, клей, карандаши вам придется покупать самостоятельно, что в случае если ваше чадо проявит незаурядные способности и его будут ожидать соревнования, гастроли, выставки, то, скорее всего, за успех ребенка придется платить в самом прямом смысле слова. Проезд до места соревнований или гастролей, приобретение спортивной формы более высокого качества и т. д. — сегодня это заботы родительские. Но, как бы там ни было, эти расходы из семейного бюджета не сравнимы со стоимостью занятий в частных учебных заведениях.

Сегодня государственная система дополнительного образования испытывает довольно серьезную конкуренцию со стороны всевозможных курсов иностранных языков, компьютерных клубов, групп раннего развития детей, которые требуют немалые деньги за свои услуги — таких в Петербурге сотни. Их услугами охотно пользуются, ведь зачастую они находятся ближе к месту проживания, не требуют от ребенка такого усердия и настойчивости в достижении результата, как традиционные дворцы и дома детского творчества, предлагают такие программы обучения, на которые сегодня спрос особенно велик.

Не умаляя значимости этих негосударственных образовательных и досуговых учреждений, следует отметить, что дома, центры, дворцы детского творчества, многие из которых имеют 50 — 60-летний опыт работы, предоставляют ребенку такие условия для развития личности, которые особенно ценны в современных условиях. Только в городском Дворце творчества юных более 1000 объединений — технические и научно-исследовательские лаборатории, клубы, оркестры, ансамбли, театральные студии, краеведческие и туристские коллективы, спортивные секции, компьютерный центр!

Свыше 12.000 детей могут заниматься в коллективах дворца бесплатно.

— Каждый год дворец открывает новые направления деятельности, которые пользуются особым интересом у ребят и их родителей. Так, в наступившем учебном году впервые открывается набор в группы военной археологии, практической психологии, античной археологии и культуры, группу создателей веб-сайтов, — рассказывает генеральный директор городского Дворца творчества юных Владимир Николаевич Киселев. — В дни записи в творческие коллективы ребятам и их родителям дают консультации опытные педагоги дворца (а у них глаз наметанный, многие выпустили не один десяток чемпионов, рекордсменов, лауреатов и победителей всевозможных конкурсов и олимпиад!), можно обратиться за советом и к психологу.

...Клубная жизнь, совместные походы, поездки, чаепития, а главное — общие полезные дела создают совершенно особенную палитру, которая окрашивает жизнь ребят особым светом и особым смыслом. Кроме такого, кажущегося некоторым родителям «эфемерным», плюса есть и вполне прагматичный довод «за» государственные учреждения дополнительного образования детей. Сегодня, когда все серьезнее ставится вопрос о профильном обучении, занятия школьника в творческом коллективе вполне могут рассматриваться как допрофессиональная подготовка в самых разных направлениях, причем осуществляющаяся на самом высоком уровне и отвечающая интересам самого подростка, учитывающая его индивидуальные склонности и способности.

Безусловно, это вовсе не значит, что, придя в первом классе в кружок мягкой игрушки, ребенок будет всю жизнь именно в нем и заниматься (впрочем, и такое бывает), но, попав в атмосферу дома или дворца детского творчества, он уже не покинет его стены и выберет к 8 — 9-му классу такое занятие, которое в большей степени будет соответствовать его жизненным планам.

Конечно, у государственной системы дополнительного образования детей немало проблем. При всех ее плюсах, при бескорыстном служении педагогов, умеющих открывать детские таланты, именно сегодня система дополнительного образования, пережив ломку 1990-х годов, снова становится уязвимой. Сегодня многим высоким чиновникам вновь и вновь необходимо доказывать, что дополнительное не значит второстепенное, что оно не роскошь, а средство, нет, не передвижения, а продвижения ребенка к жизненному успеху.

Во многих регионах России сокращается финансирование дополнительного образования, закрываются не только отдельные направления детского творчества, но и целые учреждения. Пока, к счастью, эта беда не коснулась Петербурга. Но некоторые детские творческие центры уже испытали и испытывают посягательства на здания и сооружения. Конечно, лакомые кусочки в виде совсем неплохо оборудованных и с любовью ухоженных детских учреждений многим по вкусу. Только-только улеглись страсти вокруг главного детского дворца — городского Дворца творчества юных, как поднимается волна беспокойства по поводу уютного здания детского Автограда в Московском парке Победы...

Но хорошо, что на главный вопрос родителей: «Куда отдать ребенка?» — еще существует множество ответов. И если вы до сих пор не определились с выбором, вам могут оказать помощь в Городском центре развития дополнительного образования. Его телефон 310-68-92.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100