Новости Петербурга

Каким будет Петербург... в 1959 году

17:14:39, 13 сентября 2004
В начале ХХ века, когда к привычным средствам передвижения в столице прибавились трамваи и автомобили, петербуржцам стало казаться, что столица испытывает настоящий транспортный коллапс.

Хроника происшествий буквально каждый день приносила сообщения о трагедиях, связанных с трамваями и автомобилями. Создавалось впечатление, что горожане так и норовят угодить под колеса, а извозчики, налетавшие на вагоны, никак не могут привыкнуть, что теперь уже не они хозяева питерских улиц. Леденящие душу ужасы наполняли страницы газет.

«Мы живем в век быстроты, — замечал современник. — Скромный пешеход, не могущий мчаться, начинает становиться каким-то анахронизмом». Инженеры и архитекторы стали предлагать различные проекты, призванные разгрузить центр Петербурга. Самыми распространенными предложениями стали идеи устройства подземных железных дорог и пробивки дополнительных улиц-дублеров.

Обозреватель одной из популярных столичных газет в 1909 году, также обеспокоенный транспортной ситуацией в городе, рискнул предположить, каким же будет Петербург спустя полвека — в 1959 году. На страницах «Петербургской газеты» он опубликовал очерк-фантастику «Петербург через пятьдесят лет». В чем-то его прогнозы оправдались, в чем-то его мысли нам покажутся теперь наивными...

«Лет через пятьдесят на пешехода будут все взирать как на редкую диковинку, с таким же рьяным любопытством, с каким теперь смотрят на аэроплан или дирижабль, — писал журналист-фантаст. — Лет через пятьдесят наш отсталый Петербург сильно преобразится».

Что же произойдет? Улицы «во избежание крушений и несчастий» станут многоярусными. В самой глубине по туннелям станут мчаться поезда железных дорог. Немного выше, тоже по туннелям, будут бродить «несчастные пешеходы», а по поверхности земли будут стремительно катиться мощные автомобили. По высоким эстакадам загрохочут поезда «электрического трамвая местного назначения», а вверху «взамен птиц будут летать и парить воздушные корабли всевозможных систем».

При этом прогнозы журналиста-фантаста относительно уличной безопасности в городе 1959 года были весьма пессимистичны. «Через пятьдесят лет на улицах Петербурга не будет уже жертв трамвая, — замечал он. — Будут жертвы всех средств сообщения. Современные уличные несчастья для наших потомков будут казаться чересчур устаревшими и простыми».

А вот как могла выглядеть, по его прогнозу, хроника происшествий: «Вчера, против Казанского собора, погиб еще один прохожий, дерзнувший показаться на поверхности земли. На него сразу же наскочили четыре автомобиля и пять мотоциклеток. В тот же момент сверху упал небольшой аэроплан на голову несчастного...»

Можно улыбнуться по поводу этих прогнозов, но одного нельзя не признать: обозреватель «Петербургской газеты» в 1909 году довольно точно описал и метро, и подземные переходы, и линии надземного скоростного трамвая...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100