Новости Петербурга

Региональная защита У города нет людских ресурсов, чтобы обеспечить надежную охрану всех объектов, но сделать это в нынешней ситуации жизненно необходимо. Как разрешить противоречие?

15:22:22, 15 сентября 2004
У города нет людских ресурсов, чтобы обеспечить надежную охрану всех объектов, но сделать это в нынешней ситуации жизненно необходимо. Как разрешить противоречие?

Самое часто употребляемое в последние недели слово — безопасность. Газеты и телевидение опрашивают всех, кто хоть что-то может (или думает, что может) и хочет что-то об этом сказать или предложить. Но пока нет и намека на единство мнений. Политики, домохозяйки, «силовики» и чиновники предлагают то посадить в каждой школе милицейский наряд (а как тогда быть с роддомами, детскими садами, санаториями и сотнями тысяч жилых домов?), то выселить «инородцев», закрыть границы, сплотиться и проявлять бдительность, регистрацию авиапассажиров начинать за пять часов до вылета, больше выделять средств МВД и ФСБ, вступить в переговоры с главарями террористов, наказать тех, кто не смог предотвратить августовско-сентябрьские теракты... Короче — махровый плюрализм.

В горячке «борьбы за безопасность» принимаются самые странные меры. К примеру, на время митинга протеста на Дворцовой подъезды к площади перекрыли самосвалами с песком — чтобы в случае чего в толпу не прорвалась заминированная машина. Это уже административный раж. Если у правоохранителей были хоть какие-то основания полагать, что в Петербург проникла машина с террористами и взрывчаткой, то почему не объявили ее розыск по всему городу, а забаррикадировали одну Дворцовую? Остальные места скопления народа что — защищать уже бесполезно?

Наверное, горячка через какое-то время пройдет. Но проблема безопасности никуда не денется. И если обсуждать ее на холодную голову, то выяснится, что, несмотря на «сколько людей — столько мнений», некие базовые принципы носят универсальный характер.

Когда нет, но очень нужно

Давайте сначала рассмотрим некоторые бесспорные факты. Первый из них: у города нет ни финансовых, ни, главное, людских ресурсов, для того чтобы обеспечить надежную вооруженную охрану всем социальным объектам города, не ослабляя при этом охраны метрополитена, аэропорта, вокзалов, объектов жизнеобеспечения. Кстати, по этой же причине Россия не может закрыть свои новые границы — так, чтобы по-настоящему: с контрольно-следовой полосой, заставами, нарядами с собаками.

Факт второй: безопасность обеспечить необходимо — несмотря ни на что. «Активной безопасностью», то есть агентурной и технической разведками, уничтожением главарей, антитеррористическими операциями занимаются силовые ведомства. Они — наш «меч». Но к нему нужен и «щит». Организация системы «пассивной безопасности», проще говоря — охраны, лежит в первую очередь на местных властях. У которых, как уже сказано, для этого недостаточно денег и вовсе нет людей.

Впрочем, из вузовского курса логики многие помнят, что проблема является неразрешимой, только если неправильно поставлен вопрос или исходный посыл.

Как же можно проблему охраны города сформулировать так, чтобы на нее нашелся ответ?

Не претендуя на оригинальность (потому что мысль очевидная), скажем так: охрана — это не вооруженное противодействие террористам силами постоянных постов, а система собора и анализа оперативной информации, которая позволяет выявлять потенциально опасные действия и события и направлять для перехвата силы, заведомо превосходящие возможного (или реального) противника.

Так действует, к примеру, вневедомственная охрана. Она не сидит в парадных и квартирах. Но на любое срабатывание сигнализации немедленно выезжает хорошо вооруженная и экипированная группа, способная справиться с любыми «домушниками». Правда, стандартная наша сигнализация, завязанная на телефонную сеть, — вчерашний день, однако для борьбы с обычной преступ- ностью и ее хватает.

Нужно сказать, что милиция, в том числе наше ГУВД, еще до всяких терактов начала осваивать новые технологии охраны, потому что давно уже понимала то, что публике стало очевидным только сейчас: глобальная охрана возможна только на основе современных технических средств. Метрополитен, пожалуй, самое безопасное (в смысле обычной преступности) общественное место, потому что оснащен камерами видеонаблюдения (правда, старенькими) и хорошей связью. ГАИ давно уже осваивает систему «Поток» — автоматического считывания и сравнения номеров въезжающих в город и выезжающих с базой данных по угону машин. В интересах ГУВД сейчас прокладывается специальная сеть волоконнооптической связи, которая соединит центральный офис управления с районными отделами, впоследствии и с отделениями милиции. Дело в том, что телефонная связь постоянно перегружена и уязвима для прослушивания, а что касается милицейских раций и сотовых телефонов, то их с помощью обычного приемника слушать можно. Между тем преступный мир все активней пользуется и самой современной техникой, ведь узнать детали очередного «Вихрь-Антитеррора» или облавы на наркоторговцев для криминала куда как заманчиво.

В перспективе к линиям милицейской волоконно-оптической связи неуязвимой для несанк-ционированного включения можно будет подключать и видеокамеры наружного наблюдения, а в некоторых районах камеры уже стоят.

«Кирпичи» готовы — пора строить стену

Но, сколько бы ни были полезны перечисленные новинки, они, во-первых, рассчитаны в первую очередь на борьбу с традиционной преступностью, а во-вторых, не сложились пока в целостную систему. Это не частное мнение. Как многие слышали, есть федеральная целевая программа «Электронная Россия» и в ее рамках подпрограмма «Федеральная система оперативного контроля объектов и ресурсов Российской Федерации». Это тоже достаточно глобальный проект, и потому в нем есть еще одна программа — «Автоматизированная информационная система обеспечения жизнедеятельности и безопасности» — именно то, что сейчас нужно Петербургу и другим городам. Но, к сожалению, у этой программы, кроме названия, ничего больше, по сути, нет — в различных регионах еще только предпринимаются попытки ее создать, пробуются разные варианты.

В Петербурге продвинулись даже дальше, чем в Москве, может, потому что техническая база нашего варианта оказалась более удачной, в том числе и по деньгам. Во всяком случае наших разработчиков уже пригласили к сотрудничеству московские власти.

Главное достоинство новой питерской системы, которая, надо полагать, будет состыкована с уже существующими системами, — простота. В ее основе маячок, средство для передачи сигнала. Впрочем, он только с виду прост, потому что на самом деле его сигнал, во-первых, не экранируется ни зданиями, ни металлическими ангарами, и, к примеру, машину с таким маячком не спрятать ни в каком фургоне и гараже, а во-вторых, его практически невозможно забить помехами. Сигнал передается на базовые станции (они уже обеспечивают прием сигнала со всей территории города) — сходные со станциями операторов мобильной связи, но помехозащищенные. Информация со станций поступает на большой экран в ГУВД. Данные со станций позволяют наблюдать любые перемещения подвижного объекта с маячком (например, патрульной машины). А стационарные маяки могут передавать любую информацию, какую дают им присоединенные к ним датчики: хоть о несанкционированном доступе в помещение, хоть о появлении дыма, хоть об обнаружении в воздухе «запаха» взрывчатки, хоть все сразу.

Наше ГУВД начало внедрять систему слежения через маяки (ее рабочее название — ARKAN) всего года два назад, сначала она использовалась только для слежения за своими патрульными машинами. Разумеется, не из любопытства (хотя поначалу были казусы: некий экипаж бодро докладывает, что патрулирует свой родной район, на электронной карте Центра управления нарядами (ЦУН) видно, что машина давно уже стоит в совсем другом районе). Видя, где кто находится, дежурный ЦУН может направить к месту происшествия ближайший наряд, поставить в нужных местах заслоны и так далее. «Арканами» оснащены патрульные машины пока в девяти районах, но работа идет по всему городу, в перспективе маячки получат пешие патрули. Кроме того, этими маяками оснащаются частные машины (и ни одного успешного угона не было), маяками с датчиками проникновения — лифтовые будки в некоторых домах и так далее.

На них «завязаны» «тревожные кнопки» в школах, библиотеках, детсадах Выборгского и Приморского районов.

Все это здорово, процесс, можно сказать, идет в правильном направлении. Но только это еще не целостная система и не система, способная предотвращать террористическую деятельность — все же она создавалась под более мирную обстановку. Между тем с конца августа ситуация коренным образом изменилась.

В эти дни и правительство Петербурга, и ЗакС, и силовые ведомства обсуждают, какой должна быть система безопасности города. Не будем предвосхищать их решения, но понятно, что Америки они не откроют, совершенно оригинальных мер здесь не придумать. Также очевидно, что создавать какую-то систему с нуля и поздно, и затратно, и вообще ни к чему, ведь та система, что у нас уже есть, себя вполне оправдывает и лучшей в стране пока нет. Но если до последних событий ее строили не торопясь, экономя скромный милицейский бюджет (на весь «Аркан» затрачено 40 миллионов рублей), сейчас, может быть, работу стоит форсировать?

Электронный штаб

Как, по мнению некоторых милицейских и гражданских специалистов в области построения систем безопасности и управления, компьютерщиков и связистов, может выглядеть «общегородская защита»? В нескольких словах описать трудно, но, наверное, так. Один уровень: размещение в местах скопления людей, автомобилей, зонах с повышенным криминальным фоном камер видеонаблюдения и выводом «картинки» не к каким-то консьержам, а на экраны в РУВД. Разумеется, сеть городских камер связана с «Потоком», отслеживающим въезд в город транспорта. Видеокамерами можно оснастить и все второстепенные въезды в город.

Другой уровень — оснащение всех объектов и помещений, в которые запрещен доступ посторонних, маячками с различными видами датчиков с выводом сигналов на тот же центральный районный пульт, на электронную карту районов (параллельно эта информация поступает и на общегородской экран).

Третий — оснащение «тревожной кнопкой» всех нуждающихся в охране объектов. Не каждому понятно, зачем нужна эта кнопка в той же школе, если есть обычный телефон и знакомый всем номер 02? Но попробуйте-ка сначала дозвониться по этому номеру (иногда на это требуется 15 — 20 минут), а потом объяснить дежурному, что у вас случилось. А по «тревожной кнопке» без всяких вопросов немедленно выезжает вооруженная группа. Потому что в иных случаях будут все же дозваниваться до 02.

Четвертое — оснащение той же тревожной кнопкой всех машин ГУВД и внутренних войск, потому что при вооруженном нападении на экипаж счет идет на секунды и кричать в рацию просто некогда.

При такой системе возможность «бесланского сценария» теракта или бандрейда наподобие ингушского была бы сведена к минимуму. Грузовик с подозрительными пассажирами был бы досмотрен на въезде в город, а если бы он был в угоне, то его и раньше бы перехватили. В случае боестолкновения на посту ГАИ по сигналу «тревожной кнопки» район был бы блокирован всеми мобильными силами ГУВД. Если бы террористам удалось просочиться через въездной контроль, подозрительные машины должны были быть остановлены и проверены в черте города, потому что банда не может не вызывать подозрений: ведь двигается она группой, обязательно везет с собой оружие, да и ведут себя террористы по-особому. Если не патруль, так видеокамеры это зафиксируют. Террористам трудно будет скрытно проникнуть на объект, оснащенный маячком, поставить мины и так далее. На «сработку» выезжает тревожная группа, которая, как бы ни развивались события, успеет нажать «тревожную кнопку».

В общем, электронная система слежения за городом и система управления нарядами позволят, во-первых, избавить милицию от бесполезной охраны объектов, на которые никто не нападает. Милиционеры куда нужнее для выявления террористов-одиночек. Во-вторых, можно по первому сигналу обеспечить решительное превосходство в силах над любой бандгруппой и блокировать все пути возможного ее движения.

Вся эта система, повторим, существует не в теории, а реально строится и частично уже работает. И за сравнительно небольшие деньги может быть вчерне завершена буквально за месяцы. А уже потом можно ее совершенствовать, к примеру, уплотнять сеть видеокамер и маячков, создавать общий для всех «силовиков», МЧС и руководства города «электронный штаб».

Кадровый резерв

Тем не менее в случае реальной угрозы личного состава ГУВД может оказаться недостаточно для полного перекрытия города. К примеру, сейчас после объявления так называемого усиления сотрудникам милиции приходится дежурить по 12 — 14 часов без выходных. Народные дружины, о которых вспоминают все чаще, — дело нужное, но неподготовленным людям трудно справиться даже с хулиганом, не говоря уж о вооруженном противнике. Между тем кадровый резерв в городе есть — сотрудники ЧОПов, частных охранных предприятий. В их рядах не только ленивые ребята, просиживающие стулья в залах модных магазинов. Массовый исход специалистов силовых структур с госслужбы в частный бизнес, свидетелями которого мы были в первой половине девяностых годов, превратил многие ЧОПы во вполне профессиональные охранные подразделения. Конечно, по закону, «частников» в резерв ГУВД не запишешь, но задача-то у тех и других общая — безопасность. И поэтому в Выборгском районе города районная администрация, РУВД, объединение охранных структур и разработчики системы «Аркан» — «Балтавтопоиск» по своей инициативе решили создать «электронный штаб» для ЧОПов и соединить его с центром управления нарядами милицейского райотдела. Поскольку это первый опыт в городе, участники соглашения обратились с просьбой одобрить и поддержать проект к губернатору Валентине Матвиенко.

В очередной раз повторим, что ни на федеральном уровне, ни в регионах нет концепции обеспечения безопасности «оборонительными» средствами, точнее — есть стандартные милицейские планы, которые не соответствуют уровню возникшей угрозы. В нашем городе ее тоже нет — в официально утвержденном виде. Но практически она уже создается, причем не по приказу свыше, а по инициативам снизу. Все же недаром Петербург считают интеллектуальной столицей России. «Электронная составляющая» петербургской системы охраны может применяться в любой местности и с любыми целями: электронная охрана границы, контроль (с помощью маячков) за рыболовными судами — заходят ли они в иностранные порты, контроль за перемещением любых транспортных средств и пешеходных групп — от воинских подразделений до туристов...

Конечно, кто-то может предложить и другую систему. Но пока мы имеем только нашу: недорогую, практичную и почти готовую. Правда, в этом «почти» все и дело.

Санкт-Петербургские Ведомости

  • Все новости
  • Новости Петербурга
  • Региональная защита У города нет людских ресурсов, чтобы обеспечить надежную охрану всех объектов, но сделать это в нынешней ситуации жизненно необходимо. Как разрешить противоречие?

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100