Новости Петербурга

Дождутся ли трамвая пассажиры?

15:23:15, 06 октября 2004
Дождутся ли трамвая пассажиры?
Городское правительство обсудило концепцию оптимизации маршрутов наземного общественного транспорта

Вчерашнее заседание петербургского правительства началось с поздравлений: вице-губернатор Виктор Лобко вручил Валентине Матвиенко большой букет цветов по случаю годовщины ее победы во втором туре губернаторских выборов. «Для меня этот год пролетел словно один день, — призналась виновница торжественного момента. — Но основное у нас еще впереди, и задача сделать все, для того чтобы оправдать высокое доверие горожан, остается главной».

А в рабочей повестке дня заседания одним из главных был вопрос улучшения работы городского общественного транспорта. Проблем в этой сфере хоть отбавляй, в чем убеждается большинство из нас ежедневно, чуть ли не часами ожидая трамвай, автобус или троллейбус на загрязненной остановке. А давка в часы пик? А постоянный рост проездных тарифов? А продолжающаяся откровенная коммерциализация привычных маршрутов с заменой обычных автобусов на «тэшки»? Практически обо всем этом и шла вчера речь в Смольном.

Ставя целями повышение качества обслуживания пассажиров, оптимизацию эксплуатационных затрат на городские перевозки, снижение уровня загрузки улично-дорожной сети, комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) совместно с комитетом по транспорту и специалистами профильного НИИ провел большую работу по изучению реальных пассажиропотоков. Были построены математические модели, вычерчены подробнейшие карты маршрутов и уровня обеспеченности населения отдельных районов города транспортными услугами. По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, сегодня количество коммерческих маршрутов в 2,2 раза превосходит количество социальных, а протяженность коммерческой сети длиннее социальной в 2,5 раза. Но при этом социальные маршруты зачастую дублируют друг друга: по данным исследований, трамвайная сеть совпадает нынче с троллейбусной на 23 процента, а с автобусной — на 24 процента. А автобусы с троллейбусами, оказывается, на 70 процентов ходят по одним и тем же улицам.

Интервалы же движения автобусов достигают сейчас 35 минут, а для трамваев и троллейбусов они равны 16 минутам. В результате средняя поездка горожанина к месту работы или учебы занимает нынче 76 минут.

А в Смольном хотят уже приблизиться к европейскому уровню качества транспортных услуг, при котором автобуса ждут на остановках не более 5 минут, а трамвая или троллейбуса — в среднем 10 минут. Ясно, правда, что при существующем транспортном парке, маршрутах и состоянии дорог такого в одночасье не добиться. Поэтому на первом этапе петербургским транспортникам даются следующие ориентиры: соответственно, 8 и 16 минут максимальных интервалов. Продолжительность же средней поездки в таком случае должна сократиться до 61 минуты.

Но за счет чего, однако, предлагается снизить время стояния пассажиров на остановках? Главным образом — с помощью оптимизации маршрутов, то есть ликвидации их дублирования, о котором говорилось выше.

Все как будто логично: если снять с какой-нибудь улицы трамвайные рельсы, проезжая часть станет шире, пробки уменьшатся, и автобусы поедут там быстрее. Но ведь в реальных условиях города пассажир сегодня еще имеет выбор: не дождусь троллейбуса — сяду на трамвай. В этом, между прочим, до сих пор усматривалась некая особенность питерского транспортного сервиса, очень характерная для мегаполиса с явно недоразвитой сетью метрополитена. У нас ведь не Нью-Йорк, где станция подземки на углу каждой авеню, и даже не Москва с ее удобной для пересадок кольцевой линией и разветвленной сетью радиусов метро. Можно назвать целые большие районы, где появления метро ждут годами и едва ли дождутся в ближайшее время: Ржевка-Пороховые, Большая Охта, центр Купчина, Сосновая Поляна, Лигово. А ведь лет тридцать пять назад можно было, скажем, от Казанского собора на 36-м трамвае прямиком доехать аж до Стрельны...

Глядя на представленную вчера карту оптимизации трамвайной сети, легче увидеть, где рельсов скоро не будет, нежели понять, где появятся новые. Похоже, к примеру, что трамвай предлагают снять практически со всех (!) мостов через Неву, с проспекта Обуховской Обороны, Среднего проспекта В. О. и т.д. В выступлении вице-губернатора Олега Виролайнена прозвучал один конкретный адрес: 2-я Совет- ская улица, которую, освободив от рельсов, намечается превратить в транспортный дублер Невского. Более того, О. Виролайнен считает, что трамвай можно вообще убрать из района Московского вокзала, в результате чего не будет пробок на площади Восстания и Лиговке.

Правда, в значительной степени трамвайные потери планируется компенсировать с помощью прокладки троллейбусных и автобусных линий. Но всегда ли смогут эти виды транспорта в полной мере заменить горожанам трамвай? Попробуйте-ка, к примеру, сегодня сесть на Невском в идущий к Московскому вокзалу троллейбус с детской коляской, со средних размеров собакой или с увесистым рюкзаком за плечами. Вряд ли у вас это получится в принципе.

Говорилось вчера о том, что маловместительные маршрутки будут постепенно вытесняться нормальными автобусами. Идея, безусловно, верная. Но как это отразится на стоимости проезда: комфорт ведь нынче постоянно дорожает. А тут еще отмена льгот с 1 января. Словом, проблематичности в деле совершенствования транспортных сетей остается немало. Не говорю уже о том, что на вчерашнем заседании не затрагивалась тема постоянного роста парка легковых автомобилей. А они уже сегодня порою пол- ностью блокируют работу тех же трамваев и троллейбусов.

Вчера выяснилось к тому же, что рожденная в недрах двух комитетов концепция не до конца согласована с районными администрациями: есть вопросы по Красному Селу, по новостройкам Приморского района и т. д. На окончательную доработку документа дано еще две недели. Одновременно Валентина Матвиенко поручила всем главам районных администраций расторгнуть договоры с организациями, владеющими оборудованными на остановках ларьками. Нынешнее состояние большинства остановок, по мнению губернатора, позорит город. К середине 2005 года ларьков в местах ожидания трамваев быть не должно. Будут конкурсы на лучшее эстетическое оформление остановок с максимальным комфортом для пассажиров. Наверное, это правильно. Только дождемся ли мы завтра в принципе своего трамвая там, где ждем его еще сегодня? Вопрос этот звучит отнюдь не праздно.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100