Новости Петербурга

«Крючники» собирались к четырем часам утра

15:23:55, 11 октября 2004
Бойко и оживленно было когда-то на Калашниковской (нынешней Синопской) набережной. Здесь, у хлебной пристани, с весны по конец осени стоял караван судов. «Расставленная по обоим берегам флотилия барж и лодок тянется на несколько верст, начиная от Смольного монастыря и вплоть до деревни Клочки», — замечал современник.

К тому же весь навигационный период на Калашниковской хлебной пристани действовала биржа труда — одно из многочисленных мест в Петербурге, куда стекались «сезонные рабочие». Уже в четыре часа утра тут собирались более пятисот «крючников» — рабочих, занимавшихся крючными работами.

«Крючники» и их подрядчики жили тут же, в районе набережной. Постоянных рабочих у подрядчиков было мало: в основном они использовали труд поденщиков, которым платили от трех до пяти рублей в день.

Главным пунктом «крючных работ» служил Новый порт, где миллионы пудов российского хлеба перегружались с барж на иностранные пароходы. Расстояние от Борисоглебской церкви на Калашниковской набережной до Нового порта было неблизкое — не меньше двенадцати верст. Чаще всего это расстояние «крючникам» приходилось преодолевать пешком.

Одно время с четырех часов утра от Борисоглебской церкви до Нового порта отправлялись пароходы из «флотилии» купца Якова Петровича Щитова, которого звали «охтинским кулаком». На этих пароходах «крючники» могли добираться до места работы.

Но потом «щитовские пароходы» отменили: то ли потому, что Щитова, известного своей прижимистостью, не устраивал маленький доход, то ли потому, что «щитовская флотилия» состояла из старых, латаных-перелатаных судов, то и дело попадавших в аварии. И снова пришлось «крючникам» топать по Неве на своих двоих...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100