Новости Петербурга

Нужна ли городу «мусорная» революция?

13:23:44, 12 октября 2004
Нужна ли городу «мусорная» революция?
Близится день, когда городские чиновники должны будут положить на стол губернатора концепцию избавления Петербурга от твердых бытовых отходов (ТБО). Говоря проще — от бытового и коммерческого мусора, заполонившего наши дворы и скапливающегося на «диких» свалках городских окраин. Новый план борьбы с мусором разрабатывается уже несколько лет. Нынешний год должен был стать решающим: в своем июньском послании к городскому парламенту губернатор Валентина Матвиенко пообещала депутатам, что «мусорная» концепция будет полностью готова к концу года, с тем чтобы в 2005 году можно было приступить к ее реализации. Однако, судя по всему, рождение этой концепции снова откладывается. По словам специалистов, до сих пор не ясно даже то, какое ведомство будет контролировать сбор, вывоз и утилизацию ТБО в Петербурге. Не говоря уже о том, что никто толком не знает, сколько мусора ежедневно «производит» город. О проблемах создания современной системы обращения с отходами производства и потребления (так официально называется сбор, вывоз, утилизация и складирование городского мусора) рассказал в беседе с нашим корреспондентом Алексеем ФАТТАХОВЫМ заместитель директора ГУП СПб НИИ Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова Юрий БОГДАНОВ.

— Юрий Поликарпович, в 2005 году петербургские власти намерены произвести революционные изменения системы обращения с городскими отходами — обеспечить полный учет образующегося мусора, создать электронную систему контроля над вывозом ТБО, ликвидировать незаконные свалки и т. д. Насколько реальны эти планы?

— Как специалист, занимающийся проблемой ТБО, могу сказать, что новую систему сбора, вывоза и утилизации мусора необходимо строить на основе старой, то есть уже существующей. Здесь требуется не революция. Сегодня же создается впечатление, что городские власти собираются строить всю систему «с нуля». Это долго и дорого, но главное — это требует жесткого единовластия. Сегодня же городским мусором одновременно занимаются сразу несколько комитетов — по благо- устройству и дорожному хозяйству, по жилищному хозяйству, по природопользованию и экологии. Кроме них в процесс активно вмешивается Главное управление природных ресурсов (ГУПР) по Петербургу и Ленобласти. Иными словами, функции организации и контроля сбора, вывоза и переработки ТБО распылены по нескольким ведомствам. В результате власти не знают, сколько и какого мусора «производит» город, куда и кем этот мусор вывозится, где и за сколько складируется. Это не просто неудобно и невыгодно для бюджета — это идеальная ситуация для злоупотреблений. В таких условиях разговоры о крупных частных инвестициях в строительство мусороперерабатывающих заводов и мусорных полигонов просто смешны: ни один нормальный частный инвестор не согласится рисковать своими деньгами вслепую.

— А если система будет прозрачной — желающие найдутся?

— Разумеется. Раньше считалось — повторяю, считалось, а не просчитывалось, — что город ежегодно образует 5 млн куб. м ТБО, сегодня говорят о 6 млн, в ближайшие годы эта цифра увеличится до 8 млн. При этом реальный объем мусора, «производимого» городом, постоянно растет — аналогичная ситуация, кстати говоря, наблюдается во всех мегаполисах мира. Правильнее говорить о том, сколько ТБО приходится на одного жителя в год. В США этот показатель сейчас составляет примерно 800 кг (два года назад было 744 кг), в Германии — около 400. У нас до недавнего времени официально оперировали следующими цифрами: чуть более 100 кг в области и примерно 200 — в городе. Так вот, если эти цифры умножить на плату за уборку мусора, взимаемую с городского населения, получатся очень и очень серьезные деньги. А ведь коммунальные платежи горожан — это лишь надводная часть айсберга: есть еще деньги, которые город платит за транспортировку и утилизацию мусора, плата за размещение его на полигонах. Речь, безо всякого преувеличения, идет о высокодоходной отрасли, где крутятся десятки миллионов долларов.

В принципе сейчас профильные городские комитеты и компании, занимающиеся сбором и вывозом коммерческих ТБО, руководствуются так называемыми временными нормами накопления твердых коммунальных отходов, которые определяют, сколько ТБО (в соответствии с постановлением городского правительства № 528 от 6 апреля нынешнего года) образует предприятие того или иного вида деятельности. Этот документ должен стать основой для расчета средств, которые горбюджет должен платить перевозчику мусора. Сейчас считают по факту, что в корне неверно.

— Почему?

— Сегодня в городе работают две категории перевозчиков мусора. Одна — это крупные спецпарки, давно работающие на рынке: ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» и ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс». Они занимаются обслуживанием жилищного сектора, то есть вывозом бытового мусора. Вторая — это небольшие частные предприятия, часто имеющие в своем распоряжении одну-две машины, которые формально специализируются на обслуживании коммерческих предприятий — магазинов, коммерческих палаток и т. д. Но контейнер для мусора во дворе один на всех, вывозят его крупные спецпарки, а «бизнес» его конкурентов заключается в том, что они сбрасывают в этот контейнер мусор своих коммерческих клиентов. В итоге объемы вывоза мусора, записанные в договоре между городом и спецпарком, существенно превышаются, что дает руководству того же «Спецтранса Автопарка № 6» повод для недовольства и, как следствие, заставляет требовать дополнительных средств из бюджета. На мой взгляд, необходимо жестко закрепить все микрорайоны города за конкретными компаниями, которые будут заниматься как отходами жилищного комплекса, так и коммерческими ТБО. Эти организации должны соответствовать всем техническим и санитарным требованиям и получать «подведомственные» им территории на конкурсной основе.

Отдельный вопрос — как считать отходы: в кубометрах или в тоннах? Здесь существуют различные точки зрения. Но есть и здравый смысл, помноженный на российские реалии. Если учет ТБО будет полностью переведен на весовую основу, то в кузов мусоросборщика вместе с бытовым мусором будут загружаться строительные отходы, а сами ТБО будут увлажняться — иными словами, будет делаться все, чтобы завысить их вес. С другой стороны, гонять полупустые машины, загруженные по объемным показателям, не выгодно для бюджета, а значит, и для нас с вами. С моей точки зрения, система расчета показателей должна быть комплексной и максимально выгодной для города: перевозчики должны работать по объемным показателям, а приемка ТБО должна производиться на вес.

— Перейдем к наиболее острой из «мусорных» проблем — перспективам утилизации и складирования ТБО. Планов здесь не счесть: и строительство новых мусорных полигонов в Ленобласти, и возведение суперсовременного мусоросжигательного завода, и создание предприятий для превращения отходов в выгодную бытовую продукцию. Какой из этих вариантов, на ваш взгляд, предпочтителен для города, области и их жителей?

— Сторонники строительства мусоросжигательного завода утверждают, что этот метод избавления от ТБО является более современным, экологически чистым и полезным в качестве источника тепловой энергии. Начнем с коммерческой пользы. При горении ТБО образуются газообразные вещества, которые требуют дорогостоящей предварительной очистки. Кроме того, после сжигания мусора остается шлак, в котором концентрируются вредные вещества, которые, согласно нормам, должны захораниваться в специальных могильниках. Получается, что при мусоросжигании мы своими руками и за свой счет многократно повышаем экологическую опасность утилизируемого мусора. Если обратиться к мировой практике, то мусоросжигательные предприятия действуют только в тех странах, где дефицит свободной земли не позволяет строить мусорные полигоны. Такая ситуация сложилась в Германии, например в окрестностях промышленного Гамбурга. А, скажем, в США и Великобритании подобные заводы наперечет. В России мусоросжигательные предприятия действуют в целом ряде городов: так, крупные заводы построены в Москве, Ставрополе и Владимире. Но большинство этих заводов были построены не вчера и, конечно, не рассматриваются как объект инвестиций. Например, в том же Владимире мусоросжигательный завод уже переоборудован под мусороперегрузочную станцию.

Практика показывает, что наиболее дешевый способ утилизации ТБО — это их захоронение на полигонах. Естественно, в условиях обязательной рекультивации этих полигонов. У нас есть полигон в Новоселках, его рекультивация, так же как и реконструкция двух действующих мусороперерабатывающих предприятий (МПБО), входят в концепцию Генерального плана развития Санкт-Петербурга. Прежде чем заниматься новым строительством, нужно научиться пользоваться тем, что мы имеем. Конечно, город и область сегодня не бедствуют, бюджеты у них неплохие, но тратиться на дорогостоящие проекты сегодня вряд ли целесообразно.

— Время от времени в городских СМИ «всплывают» проекты, связанные с использованием ТБО для производства новой конкурентоспособной продукции — упаковочной тары, стройматериалов и т. д. Каковы перспективы подобных проектов?

— Действительно, так называемые утильные фракции ТБО (например, стекло или пенополистирол) могут с успехом использоваться в производстве. Но рентабельными эти проекты, скорее всего, не станут. Мусор нужно сортировать, а изготовление из него новой продукции потребует установки специализированных производственных линий. Заказать их за рубежом несложно. Другое дело, что сделать ту же пластиковую полуторалитровую бутылку из нефти сегодня намного дешевле, чем из сырья, полученного в результате переработки ТБО. Промышленникам такое дорогое сырье не нужно. Единственный вариант — это экологически-показательное производство, работающее на дотации государства. Но это уже из области фантастики: у нас же не Швеция и лишних денег нет.

Правда, расчеты показывают, что при извлечении утильных фракций при переработке мусора есть и другая коммерческая сторона: без них суммарный объем ТБО, которые сегодня захораниваются на полигонах, может уменьшиться на 40%. Насколько мне известно, руководство ЗАО «Опытный завод МПБО» в Горелове даже установило у себя оборудование для отбора пластиковой тары из поступающего мусора (ПЭТ бутылки). Но боюсь, в ближайшие годы девать это сырье будет некуда — слишком дорого оно обходится. Так или иначе, придется вкладывать деньги в рекультивацию действующих полигонов.

— Не так давно администрация Ленобласти объявила о скором проведении конкурса на строительство трех новых полигонов для сбора мусора. Возможно, эти объекты помогут разрешить «мусорные» проблемы города?

— Строительство нового полигона — это дорогая затея. Кроме того, пока неизвестно, как отнесутся к планам областной администрации жители того же Гатчинского, Приозерского или Всеволожского районов, находящихся в непосредственной близости от будущих участков строительства. И в любом случае начинать эти проекты возможно лишь в рамках обновленной системы обработки ТБО, которой, увы, пока нет.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100