Новости Петербурга

Доклад губернатора Петербурга по проекту закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год»

23:22:35, 20 октября 2004
Доклад  губернатора  Петербурга   по проекту закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год»

 

Уважаемые депутаты!

Сегодня вам предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год.
Это первый бюджет нового городского правительства. И не будет преувеличением назвать его итогом всей годовой работы.
Считаю принципиально важным, что отработка принципов бюджетной политики и конкретные показатели бюджета на 2005 год обсуждались с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на всех этапах его формирования. Нулевое, летнее чтение бюджета, мы считаем, прошло успешно.
Я хочу поблагодарить с этой трибуны депутатов Законодательного Собрания, принявших активное участие, буквально с первых дней, в подготовке главного законотворческого документа года. Сейчас можно смело сказать, что представленный проект бюджета – это плод совместной, согласованной, конструктивной работы исполнительной и законодательной власти города.
В начале своего выступления считаю необходимым проинформировать вас об основных итогах финансово-экономической политики Правительства Санкт-Петербурга.
Текущее состояние экономики города характеризуется устойчивой позитивной тенденцией. Такая динамика присутствует практически по всем индикаторам социально-экономического развития по результатам первого полугодия 2004 года:
- Объем промышленной продукции в Санкт-Петербурге составил 161,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 16,4%.
- Сальдированный финансовый результат в основных отраслях экономики составил 18,4 млрд. рублей и вырос в 1,48 раза.
- Реальные доходы населения выросли на 17,7%.
- Объем прибыли, полученной промышленными предприятиями города за 5 месяцев 2004 года, увеличился до 9,6 млрд. рублей, что на 16,3% выше уровня соответствующего периода прошлого года.
Высокие темпы экономического роста поддерживаются факторами внутреннего спроса, которые формируются на основе увеличения реальной заработной платы наших граждан и активизации инвестиционного процесса.
В 2005 году прогнозируется положительная динамика промышленного производства; инвестиций; финансовых показателей предприятий города. И что особенно важно – реальных денежных доходов населения, рост которых в 2005 году составит 9,9% в сопоставимых ценах.
Оценивая возможности экономики города и пути ее роста, мы должны помнить о необходимости выполнения задачи, поставленной в Послании Президента России – увеличить в два раза к 2010 году валовой региональный продукт.
Для удвоения ВВП в реальном выражении по России за десятилетний период необходим среднегодовой рост не менее 7,2%. В 2005 году по Санкт-Петербургу прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах прогнозируется в размере 8,7%. Это означает, что Санкт-Петербург выходит на траекторию развития, соответствующую решению поставленной Президентом задачи, причем в ускоренном режиме.
Оптимистический прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга позволил сформировать проект Санкт-Петербурга на 2005 год со следующими параметрами:
Доходы – 112 млрд. рублей, расходы – 121 млрд. рублей, дефицит – 8,7 млрд. рублей.
Сравнительный анализ в долларовом выражении дает наглядное представление о темпах роста бюджета. Еще в 1999 году бюджет города был меньше 1 млрд. долларов США. В 2004 году он превышает 3 млрд. долларов. А в 2005 году составит уже 4 млрд. долларов.
Как видите, весомость нашего бюджета увеличивается беспрецедентно. Этим мы подтверждаем тот факт, что высокий объем городского бюджета является жестким императивом, без которого невозможна реализация стратегических приоритетов Санкт-Петербурга.
Особо подчеркну, что при разработке бюджета мы исходим не только из его финансового выражения. Мы ясно понимаем, что именно бюджет является важнейшим инструментом реализации наших главных задач, наших обязательств перед жителями Санкт-Петербурга.
Прежде всего, это:
- улучшение качества жизни в городе, и в первую очередь – сокращение бедности;
- создание условий для устойчивого экономического роста.
Реализуя указанные приоритеты, мы делаем серьезные шаги по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, последовательно повышаем заработную плату в бюджетной сфере, вкладываем все более значительные средства в развитие городской инфраструктуры.
В этой связи хочу акцентировать ваше внимание на том, что в соответствии с перспективным финансовым планом, утвержденным в 2003 году еще прошлым Правительством, объем расходов бюджета в 2005 году планировался в объеме 97 млрд. рублей. Сегодня мы предлагаем вам проект бюджета объемом 121 млрд. рублей.
В номинальном выражении по сравнению с текущим годом расходы бюджета вырастают на 32 процента. Именно благодаря этому мы не только не снижаем, а значительно увеличиваем финансирование всех ведущих отраслей экономики, прежде всего социальных и инфраструктурных отраслей.

Развитие городской инфраструктуры с учетом ее сегодняшнего состояния (по многим направлениям – критического) требует радикального увеличения средств. Но что еще важнее – качественных изменений. Необходимо решительное, быстрое, и при этом – комплексное, системное движение вперед. В ближайшей перспективе нам предстоит сконцентрировать усилия для реализации следующих приоритетов:
- строительство жилых домов для расселения ветхого и аварийного фонда;
- строительство и реконструкция объектов инженерного комплекса;
- развитие транспорта, в особенности метрополитена.

На жилищное строительство в 2005 году будет направлено 2,5 млрд. рублей, в том числе на строительство домов для расселения аварийного и ветхого жилищного фонда 1,9 млрд. рублей.
К вводу запланирован ввод 7 жилых дом или 95-ти тысяч квадратных метров жилья. В целях обеспечения ввода в последующие годы еще 122 (ста двадцати двух) тысяч квадратных метров, в 2005 году будет начато строительство 9-ти жилых домов. Кроме того, 419 млн. рублей предусмотрено на долевое участие в строительстве или приобретение жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного фонда и для обеспечения жильем льготных категорий граждан.
 Расселяя ветхие и аварийные дома, мы не только решаем проблему улучшения жилищных условий горожан, но и формируем новые площадки для инвестиционных проектов.

Приоритетной задачей мы также считаем модернизацию и развитие инженерных сетей и головных источников, внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. На развитие объектов инженерной инфраструктуры предполагается направить 7,4 млрд рублей.
На реализацию принятых в текущем году Правительством Санкт-Петербурга программ по развитию объектов инженерно-энергетического комплекса будет направлено 3,4 млрд рублей, в том числе:
- на программу объектов теплоснабжения – 1,5 млрд рублей,
- водоснабжения и водоотведения – 1,2 млрд рублей,
- газоснабжения – 466 млн рублей,
- на газификацию пригородов Санкт-Петербурга – 206 млн рублей.
 Особо подчеркну, что бюджет 2005 года впервые закладывает основы для разрешения проблемы так называемой «уплотнительной застройки». Никогда еще столь значительный объем средств не направлялся на инженерную подготовку новых территорий под жилищное строительство. Предусмотрены средства на строительство межквартальных магистралей в районах массовой жилой застройки, на инженерную подготовку территорий под промышленное инвестиционное строительство.
Реализация указанных проектов позволит активизировать новое строительство на инженерно-подготовленных территориях, будет способствовать решению проблем присоединения новых потребителей к сетям и источникам, создаст инвестиционно-привлекательные условия для представителей крупного, среднего и малого бизнеса в сфере городского хозяйства.

Ключевой задачей в сфере развития транспорта является строительство объектов метрополитена. В 2005 году на эти цели предусмотрено 3 млрд рублей. Впервые за последние годы, столь существенное выделение средств на нужды метрополитена позволит ввести в эксплуатацию станцию «Комендантский проспект», возобновить работы по продолжению строительства Фрунзенского радиуса, а также обновить подвижной состав Санкт-Петербургского метрополитена.
Несмотря на ликвидацию Территориального дорожного фонда, будет продолжено финансирование проектов развития автомобильных дорог, на что направляется 3,6 млрд. рублей. Дополнительным источником строительства дорог будут средства федерального бюджета в сумме 2,4 млрд. рублей.
На 3,8 млрд рублей или на 73% увеличены средства на капитальный ремонт. При этом наиболее значительно возрастают расходы:
- на капитальный ремонт жилого фонда, включая ремонт фасадов зданий, подвалов и кровель – на 1,5 млрд рублей,
- на комплексное благоустройство дворов – на 1,2 млрд рублей,
- на капитальный ремонт зданий школ, поликлиник и других бюджетных учреждений – на 0,5 млрд рублей.
В целом капитальные расходы в 2005 году возрастут на 9 млрд рублей и составят 32,5 млрд рублей. Именно это позволяет говорить о бюджете будущего года как «бюджете развития».
При этом мы не имели права принести в жертву социальную составляющую бюджета. Правительство поставило перед собой задачу добиться максимальной сбалансированности расходов с целью гарантированного финансового обеспечения социальных реформ. Наконец, мы проектировали бюджет знакового года для нашей страны – года 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предусмотренные в бюджете 500 млн. рублей позволят достойно организовать подготовку и празднование этой великой даты. При этом значительная часть запланированных средств пойдет на конкретную материальную помощь нашим ветеранам и блокадникам.
В общей сумме бюджетных расходов доля расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику составляет 50%. По сравнению с 2004 годом дополнительно на эти цели направляется 16,9 млрд рублей. В целом объем расходов по указанным отраслям – 60,7 млрд рублей, в том числе:
- расходы на образование – 21,6 млрд рублей;
- на здравоохранение и физическую культуру – 21,3 млрд рублей;
- на социальную политику – 14,2 млрд рублей- рост 17%;
- на культуру, искусство и кинематографию – 3,5 млрд рублей – рост более 20%.
За этими цифрами – возможность реального, зримого улучшения качества жизни петербуржцев, системные меры по преодолению бедности. Заработная плата учителей и врачей, всех – подчеркиваю, всех, даже низкооплачиваемых работников бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, будет выше прожиточного минимума. Многие школы и детские сады, больницы и поликлиники будут отремонтированы, и оснащены новым оборудованием и мебелью. Будут построены новые спортивные объекты. Пожилые люди, инвалиды, другие категории наиболее уязвимых социальных групп населения получат максимальные социальные гарантии, которые может взять на себя город.
Еще раз подчеркну: мы с вами решаем важнейшую общегосударственную задачу – первыми из регионов выводим из-за черты бедности всех бюджетников.
Решение этой задачи обусловило значительную долю расходов бюджета на заработную плату и соответствующие начисления – 33,8 млрд. рублей или 28% в общей сумме расходов бюджета (в 2004 году 24,8%).
На поддержку пенсионеров и семей с детьми в проекте бюджета предусмотрено:
- 644 млн рублей – на доплату пенсионерам до прожиточного минимума;
- 1,7 млрд рублей – на поддержку семей, имеющих детей и на выплату ежемесячного пособия на ребенка;
- 144 млн рублей – на оказание социальной и экстренной помощи;
- 82 млн рублей – на выплату ежемесячного пособия малоимущим семьям, имеющим в своем составе инвалидов с детства;
- 920 млн рублей – на бесплатное питание в школах и ПТУ.
 Кроме того, на реализацию федеральной реформы по монетизации части льгот предусмотрено 1 млрд 555 млн рублей. Наиболее чувствительная проблема - это замена бесплатного проезда компенсацией, и местную власть уже критиковали за невыполненные обещания, однако, я считаю, что мы обязаны подчиниться и выполнять федеральный закон.

Бюджет гарантирует при этом, что в городе в полном объеме сохраняются не только льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, но льготы на медикаменты и зубопротезирование.
Сокращение масштабов бедности – проблема отнюдь не только бюджетной сферы. Мы крайне заинтересованы в росте заработной платы в негосударственном секторе экономики. Для этого в 2005 году есть все предпосылки:
- во-первых, продолжается снижение налоговой нагрузки на предприятия (уменьшается единый социальный налог, отменяется налог на рекламу);
- во-вторых, увеличивается спрос на продукцию как за счет роста доходов населения, так и за счет увеличения госзаказа и инвестиционной активности.
Для стимулирования инвестиций в городскую экономику Правительство Санкт-Петербурга предлагает в 2005 – 2006 годы ввести для инвесторов льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Отдельной целевой статьей в проекте бюджета предусмотрены средства для поддержки малого бизнеса.
Особая тема – это вывод реальной зарплаты из «тени».
Мы больше не будем мириться с ситуацией, когда работодатели платят или делают вид, что платят меньше прожиточного минимума.
Как бы сложно ни было, городские власти выводят минимальную зарплату в бюджетной сфере на уровень прожиточного минимума. И этого же мы требуем от всех работодателей. В частности, Правительством внесен проект закона Санкт-Петербурга «О минимальном размере заработной платы», который рассматривается в Законодательном Собрании.

Уважаемые депутаты!

Сформированный проект бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год сохранил все основные приоритеты, намеченные Правительством Санкт-Петербурга в перспективном финансовом плане и в ежегодном послании Губернатора Санкт-Петербурга. Для того чтобы выполнить этот бюджет нам всем придется серьезно потрудиться.
Цели бюджетной политики, а значит и приоритеты расходования средств в 2005 году находятся в сфере развития городской инфраструктуры и в усилении социальной защищенности граждан.
Бюджет сконцентрирован на задачах, затрагивающих практически каждого нашего жителя, каждую семью, потому что решает самые острые, самые насущные проблемы, которые накапливались годами, а иногда – десятилетиями.
Бюджет стимулирует рост экономики и направлен на повышение качества жизни петербуржцев. Это две взаимосвязанные цели.
По всем параметрам бюджет 2005 года – это бюджет роста и новых возможностей.


Уважаемые депутаты!


Я надеюсь, что вы проголосуете за принятие проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год в первом чтении.
Согласованность действий Правительства и Законодательного Собрания стала определяющим фактором оздоровления социального климата, всей общественно-политической жизни города.
Санкт-Петербург должен войти в очередной 2005 год с утвержденным бюджетом. Жизнь в нашем городе должна быть стабильной и предсказуемой. Петербуржцы вправе быть уверенными в том, что обе ветви власти защищают интересы своих избирателей, всех горожан.
Благодарю за внимание.


 


5-й канал "ОАО ТРК Петербург"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100