Новости Петербурга

На съемках «Рожденной революцией» Ленька Пантелеев едва не сломал шею

09:20:16, 22 октября 2004

Многосерийный советский телефильм «Рожденная революцией» отмечает свой 30-летний юбилей. Милицейскую телесагу по-прежнему с удовольствием смотрят миллионы телезрителей в России и СНГ. В Петербурге же особенно популярна третья серия фильма, рассказывающая о поединке петроградского уголовного розыска с легендарным налетчиком 20-х годов Ленькой Пантелеевым

Интервью с ведущими исполнителями сериала - Евгением Жариковым и Натальей Гвоздиковой - регулярно появляются на страницах журналов и газет. А какие воспоминания вызывает работа в этом фильме у исполнителя роли Леньки Пантелеева петербургского актера Владимира Дюкова? Чтобы выяснить это, я направился в Санкт-Петербургский Академический театр им. Комиссаржевской, где сегодня, как и тридцать лет назад, служит заслуженный артист России Владимир Иванович Дюков-Самарский.

- В фильм «Рожденная революцией» я попал совершенно случайно, - вспоминает Владимир Иванович. - В 1973 году закончил актерский факультет школы-студии МХАТ и распределился в Ленинградский государственный театр имени Комиссаржевской. Весной следующего, 1974 года, во время репетиции спектакля ко мне подошли незнакомые солидные люди и предложили сыграть роль Леньки Пантелеева. Позже выяснилось, что это были режиссер фильма Григорий Кохан и сценарист Гелий Рябов. Режиссера привлекло мое феноменальное портретное сходство с настоящим Пантелеевым.

- Вы сразу согласились сыграть столь отрицательный персонаж?

- Конечно, для молодого артиста любая роль в кино важна. Я даже не успел толком прочитать сценарий. Сразу повезли на съемочную площадку, одели во френч, сапоги, дали в руки маузер - и вперед! Снимали эпизод, в котором Пантелеева в трамвае опознает оперативник и пытается задержать. Мы оба спрыгиваем на ходу. Я отстреливаюсь, ныряю в проходной двор. Мы долго бегали по различным подворотням, и там я коварно «замочил» своего преследователя. При этом сделал зверское лицо и гнусно улыбался. Это очень понравилось режиссеру, и мне повысили актерскую ставку.

Затем был примерно такой же эпизод, когда Леньку пытались заманить в засаду к проституткам и там повязать. Снимали все это в огромном доходном доме, построенном в стиле модерн, недалеко от Мариинского театра и Крюкова канала. Весь район оцепила милиция, так как в сценах опять было много стрельбы. Позже посчитал, во время съемок фильма лично, без подельников, я «застрелил» 18 человек. Реальному же Пантелееву приписывают около 100 трупов.

- Трюки в фильме выполняли каскадеры?

- Ни в коем случае! Все съемки c моим участием проводились без дублеров и каскадеров. Особенно сложным был финальный эпизод, когда Леньку Пантелеева в конце концов убивают во время перестрелки в ресторане «Донон». Падать надо было навзничь со второго этажа, лететь вниз головой, группироваться и приземляться на довольно жесткие маты. После шести дублей я был весь в синяках и чуть не сломал себе шею.

Кстати, знатоки ленинградских кабаков очень долго спорили между собой, где снималась эта сцена. Варианты предлагались разные - рестораны «Метрополь», «Универсаль», «Европа», «Нева» и т. д. Даже заключались крупные пари, и все они проигрывались. На самом деле под «Донон» переоборудовали обычное помещение в Ленинградском доме ученых.

- А побег из тюрьмы тоже снимали в павильонах?

- Как ни странно, побег снимали реально в Крестах. В те времена это было почти невозможно организовать. Но тогдашний министр МВД Щелоков лично дал соответствующее указание. Съемки начались в настоящей камере, из которой буквально за час до того убрали подследственных. А продолжились... в тюремном карцере. Вот это было совершенно ужасное место. Помещался карцер глубоко в тюремном подвале. Маленькое, темное, ледяное помещение. Стали снимать сам побег. Сочувствующий надзиратель-эсер, которого по сценарию Пантелеев распропагандировал, открыл дверь, переодел меня в черную «вохровскую» гимнастерку, дал ремень, фуражку и повел по тюремным переходам через настоящие вахты, выдавая за сменщика-стажера. Вышли из корпуса на улицу, подошли к главным воротам, что выходят на Арсенальную набережную.

- И здесь вы довольно ловко разделались с охранником, стоящим на воротах. Вы знаете самбо, владеете приемами карате?

- Нет, конечно. Но был опытный инструктор, который учил меня всем этим премудростям. Спустя несколько лет, когда фильм уже несколько раз показали по телевидению, я шел по Невскому проспекту. Подходит хорошо одетая симпатичная дама и говорит: «Здравствуйте, Владимир, вы меня не узнаете? Я снималась в фильме «Рожденная революцией». Так вот, когда вы бежали в ресторане к окну, растолкали локтями массовку, а меня так ударили, что спина полгода болела!» Пришлось извиниться и купить ей букет цветов.

- Кстати, как складывались отношения во время съемок с вашим «антиподом», Евгением Жариковым - Кондратьевым?

- Замечательно, мы сразу сошлись характерами и понимали друг друга с полуслова. Как раз в тот момент Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова официально оформили свои отношения и меня даже пригласили отметить это событие. Небольшой компанией посидели в каком-то ресторанчике в Киеве. Там снималась часть эпизодов фильма, особенно «дворовые» сцены, арест Пантелеева в прачечном тупике.

- Сериал «Рожденная революцией» получил Государственную премию СССР. А вас как-нибудь отметили?

- В 1977 году, спустя три года после премьеры, меня вызвали в КГБ. Я стал перебирать в памяти события последних месяцев, вдруг наговорил где лишнего? В сильном волнении приехал на Литейный, 4. А мне торжественно вручили... знак «Отличник советской милиции». За роль бандита получить столь почетную милицейскую награду! По слухам, референты долго уговаривали тогдашнего министра МВД Щелокова не подписывать приказ. Но тот отрезал: «Дюков так замечательно сыграл Леньку Пантелеева, что должен быть награжден!»

- Роль Леньки Пантелеева принесла вам известность. Но дальше вы мало играли в кино. В чем причина?

- Во-первых, я был бесконечно занят театром. Поэтому, когда вставал вопрос - театр или кино, я выбирал театр. Во-вторых, роли мне предлагались соответствующие - каких-то негодяев, уголовников, карателей, белых контрразведчиков. Я же по характеру совершенно другой человек и не хотел окунаться в эту грязь.

- Но Пантелеева вы все-таки сыграли, и довольно неплохо. Абсолютное попадание в образ.

- Пантелеев совсем другое дело. В этой уголовной истории все не так просто. Ведь до того, как стать бандитом, Пантелеев воевал в Красной Армии, служил в ЧК. Затем произошел какой-то конфликт, и он стал налетчиком. По сути - это трагедия молодого человека. Я это чувствовал интуитивно и попытался так сыграть. Возможно, отсюда и успех этой роли.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

В последнее время актер Владимир Дюков-Самарский мало занят в театре. Много занимается концертной деятельностью, играет свой моноспектакль-концерт «Карнавал любви». В нем звучит лучшая любовная лирика русских поэтов. В 2002 году выпустил сборник стихов «Яблоко Париса». В настоящее время готовит к печати следующий сборник стихов «Зарево любви».

Записал Андрей НИКИТИН.
pe@kppublish.ru
Фото из архива «КП».

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100