Новости Петербурга

«Крестовская перспектива» Митрофаньевского тупика

23:23:24, 02 ноября 2004
«Крестовская перспектива» Митрофаньевского тупика
Год назад мы рассказывали об одной из самых невезучих городских территорий — так называемом Митрофаньевском тупике. В центральной части города — между Обводным каналом и Благодатной улицей, почти вплотную к Московскому проспекту, существует то, что, по аналогии со знаменитым романом Стругацких, можно назвать Зоной. В дореволюционные времена здесь располагались склады тылового военного имущества и запасов Красного Креста (благо рядом ветки Балтийского и Варшавского вокзалов), разного рода базы, кладбища. Сейчас здесь все те же военные склады, правда, судя по их ветхому виду и по отсутствию личного состава, практически брошенные, ржавые ангары, частные гаражи и какие-то мастерские, пустыри и давно закрытые и запущенные кладбища. Того, что официально именуется Митрофаньевским шоссе, тоже, по сути, нет. Это просто тянущийся между заборами и свалками проезд, упирающийся в железную дорогу. Когда-то под ней был «подкоп», в который могла проползти военная техника, но сейчас он залит водой.

В прошлом году, заглянув сюда во время одного из первых своих объездов города, губернатор была шокирована увиденным и тут же на месте дала поручения подготовить планы превращения этой аномальной зоны в современную городскую территорию. Работу поручили агентству по развитию территории (АРТ) «Измайловская перспектива», в которой город имеет пакет акций. Название агентства связано с давним проектом соединения Измайловского и Новоизмаловского проспектов — их разрывает как раз территория тупика. Но пока ни бульдозеров, ни экскаваторов, ни строительных кранов в этом медвежьем углу так и не появилось.

На самом деле за год и не могло ничего появиться. Даже городскому комитету по строительству, чтобы оформить пакет документов для продажи под застройку каких-нибудь нескольких соток свободной городской земли, нужно от 12 до 18 месяцев. И чтобы расселить обычную коммунальную квартиру, иногда год требуется. А здесь речь идет о пятистах гектарах, причем густозаселенных — и мелкими арендаторами, и собственниками, и такими федеральными структурами, как военные и железная дорога. К этому нужно добавить отсутствие дорог и коммуникаций (если они когда-то и были, то сейчас полностью развалились), необходимость рекультивации зараженных и загрязненных за минувшее столетие земель, неясный правовой статус кладбищ — официально давно закрытых, но имеющих свежие подзахоронения. Впрочем, и так понятно, что, если бы здесь все было так просто, участок давно, еще в советский период, застроили.

Тем не менее отсутствие видимых результатов порождает у заинтересованных лиц (из строительно-административных кругов) много вопросов к агентству «Измайловская перспектива». Вопросами дело не ограничивается — появляются и «альтернативные варианты» освоения данной территории. Чем «измайловский» и альтернативный различаются?

В АРТ «Измайловская перспектива» настаивают, что сначала необходимо расчистить и окультурить всю территорию, утвердить градостроительную концепцию и только потом начинать строительство. Подготовка — дело не быстрое и дорогостоящее, но впоследствии такой подход себя окупит.

Альтернативный план — освоение территории отдельными участками. Есть свободные и не требующие большой рекультивации пустыри, к которым можно подвести со стороны Московского проспекта инженерные коммуникации. Зачем тянуть время? В центральных районах города на каждую годную под застройку сотку земли по нескольку претендентов. Новые дома втискивают во дворы и скверы. Протесты жителей не помогают, ведь строить все равно нужно. Освоение Митрофаньевского тупика по кусочкам могло бы снять напряжение.

Это предложение как альтернатива плану АРТ «Измайловская перспектива» обсуждалось на недавнем заседании городского правительства. Правда, принято не было, но может снова всплыть в любой момент.

Ситуация с двумя этими вариантами в той или иной степени касается всех горожан. Преимущества «альтернативного» мы уже назвали: он смягчит ситуацию с уплотнительной застройкой, окультуривание аномальной зоны может начаться уже в будущем году, городской бюджет пополнится средствами от продажи новых участков.

Но вот Михаил Генин, генеральный директор «Измайловской перспективы», уверен, что, если сейчас выделить хотя бы десяток пятен под застройку, весь проект возвращения Митрофаньевского тупика в лоно цивилизации можно будет считать проваленным. Он так и останется Зоной. Не будет не только нового района, но и столетней давности план соединить Измайловский с Новоизмайловским проспектом придется отложить еще на столько же.

Любой проект должен быть окупаемым. Свободные участки продать можно, но кто тогда займется расселением прописанных в тупике предприятий? Многие из них с полным основанием требуют в случае выселения предоставить им не только новые земельные участки, но и помещения. Есть ли в городе строительные фирмы, способные на такие затраты? А что касается военных и железнодорожников, то они с частными строительными компаниями и разговаривать не будут. Проект окупится только при условии комплексного освоения территории: если все расчистить, окультурить, проложить новые инженерные коммуникации, дороги — включая переход, который соединит разорванный Измайловский проспект, и только тогда нарезать участки и выставлять их на продажу. В этом случае общие затраты равномерно распределятся на всех покупателей.

Есть и другие финансовые аргументы в пользу комплексного освоения. Проект требует более миллиарда долларов. Город, весь бюджет которого составляет примерно три миллиарда, выделить такие средства не сможет. Но «Измаловская перспектива» нашла инвесторов. В пул вошли само агентство, финский строительный концерн «Яаакко Пеуру групп», а также финская группа компаний «Лемкон» и французская группа компаний «Винчи Конструкцион — Гранд Проек». Все это звезды первой величины на европейском строительном рынке. Они уже подписали соглашение, что профинансируют подготовку территории. Даже если не все их затраты окупятся через продажу подготовленных участков, остальное они доберут, построив здесь какие-нибудь доходные объекты вроде бизнес-центров. Но если отрезать от Митрофаньевского тупика лучшие участки, иначе говоря — снять сливки, соглашение утратит силу.

В строительном комитете, откуда и звучат требования немедленно «приступить к нарезке лотов», недовольны темпами работ «Измайловской перспективы». Год прошел, а в землю даже колышка не вбито. Что движет строительными чиновниками: искренняя забота о том, чтобы еще на их веку (то есть при нынешнем губернаторе) встали на пустырях тупика первые красавцы небоскребы? Или куда более прозаическое желание наделить землей самые пробивные строительные фирмы? Ответ не столь важен. К чему приводит торопливость в решении земельных вопросов — даже из самых благородных побуждений, — любой может увидеть, посетив Крестовский остров.

Это была ценнейшая с градостроительной точки зрения территория. Почти рядом с центром, но экологически чистая, зеленая, просто красивая. Она могла стать лучшим современным районом города — если бы ее спроектировали как единый архитектурный ансамбль. На Крестовском была практически свободная территория, местные дома барачного типа давно уже предназначены к сносу. Была концепция развития острова, было одобрение властей... Но не хватило политической воли. Землю растащили по кусочкам — под новорусский коттеджный городок, под элитные и псевдоэлитные многоэтажки. Сейчас остров превращается в заурядный «спальный» район. А ветхие бараки с их несчастными жителями так и стоят. Расселять их никто не собирается.

В Митрофаньевском тупике ситуация на порядок сложней. Здесь расселять нужно предприятия и воинские части. Справятся ли с этим (и с работами по благоустройству) те же самые фирмы, которые не могут расселить бараки на Крестовском, — вопрос риторический.

Пока натиск строителей, претендующих на снятие сливок с этой территории, удалось отбить. Правительство признало, что агентство проделало большую работу: помимо того что создан пул инвесторов, проведена инвентаризация участков, идут переговоры с собственниками, разработана градостроительная концепция. Есть надежда, что хоть этот район удастся выстроить по единому плану. В Петербург начинают переезжать крупные федеральные компании, возможно переселение и некоторых столичных органов власти. Им удобнее будет не искать пятачки земли в разных концах города, а выстроить деловой центр именно здесь, где много места, прямая дорога до аэропорта, вокзалы практически рядом. Хватит земли и для чисто городских проектов. Если, конечно, Измайловская перспектива не повторит судьбу Крестовского острова.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100