Новости Петербурга

Трамвай-желание

23:25:38, 03 ноября 2004
Трамвай-желание
«Перепрофилирование» маршрутной сети городского транспорта может обернуться транспортным коллапсом

На одном из последних заседаний правительства произошло то, о чем в Петербурге говорили уже несколько лет. Чиновники наконец-то приняли проект реформы наземного общественного транспорта, предусматривающий «оптимизацию» маршрутной сети. Присутствовавшую на заседании Валентину Матвиенко убеждали, что теперь автобусы, троллейбусы и трамваи в Петербурге будут ходить так же быстро и по расписанию, как в Европе. Однако, если вчитаться в текст проекта, возникают большие опасения насчет того, что транспортная система не только не будет работать как часы, но и вообще «встанет» в первые месяцы нового года...

Транспортный кризис

В Петербурге сегодня вряд ли найдется хотя бы один человек, которого устраивает работа общественного транспорта. Постоянные поломки автобусов, троллейбусов и трамваев приводят к сбоям в графике их движения, из-за чего, по данным комитета по экономической политике, промышленному развитию и торговле (КЭППРТ), в «часы пик» горожанам подчас приходится ждать транспорт более 25 минут.

Не устраивает состояние общественного транспорта и городскую власть. Правда, по несколько другим причинам. По мнению чиновников комитета по транспорту, сейчас маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов подчас дублируют коммерческие. При этом по количеству маршрутов и их протяженности коммерческие линии примерно раза в два превосходят общественные, хотя маршрутки обслуживают не более 25 процентов от общего объема городских перевозок. Более того, социальные маршруты зачастую дублируют и друг друга: по данным исследований, трамвайная сеть совпадает нынче с троллейбусной на 23 процента, а с автобусной — на 24 процента. А автобусы с троллейбусами, оказывается, на 70 процентов ходят по одним и тем же улицам и проспектам. Все это приводит к тому, что, по расчетам профильного НИИ комитета по транспорту, интервалы движения автобусов сегодня достигают 35 минут, а трамваев и троллейбусов — 16 минут. В результате средняя поездка горожанина к месту работы или учебы занимает нынче 76 минут.

Говорят, узнав эти цифры из рабочей записки, подготовленной в начале года, губернатор Петербурга в сердцах воскликнула: «Да у вас расписание автобусов не менялось с 1917 года — лучше определите реальные интервалы и сделайте так, чтобы транспорт работал как часы». Видимо, руководствуясь советом, КЭРППиТ совместно с комитетом по транспорту провели глобальное исследование современных петербургских пассажиропотоков. Во время работы были начерчены подробные карты маршрутов и уровня обеспеченности населения отдельных районов города общественным транспортом. В результате всех этих исследований на заседании правительства было принято постановление «О маршрутах движения наземного пассажирского транспорта общего пользования в Петербурге».

Делай «раз», делай «два»

Что предусматривает этот документ? Во-первых, в январе 2005 года поменяется примерно 40 процентов всех городских маршрутов (в основном автобусных) и добавятся шесть новых социальных. Объем общественного транспорта должен увеличиться в среднем на 10 процентов. При этом коммерческие маршруты, дублирующие социальные, будут отменены, а небольшие и неудобные маршрутки уступят место автобусам средней вместимости. Тендеры на обслуживание новых маршрутов должны начаться уже в октябре. Тогда, по мнению чиновников, люди чаще начнут пользоваться общественным транспортом, что быстрее выведет его на самоокупаемость.

Во-вторых, благодаря «перепрофилированию» общественного транспорта среднее время ожидания автобусов сократится вдвое и сравняется с ожиданием троллейбусов и трамваев. Должно уменьшиться и среднее время, за которое пассажиры добираются на работу. Оно составит ровно час, что на 16 минут меньше, чем сегодня. А через несколько лет в Смольном хотят довести эти показатели до европейских, где максимальный интервал хождения автобуса составляет 5 минут, а трамвая или троллейбуса — 10 минут. По расчетам специалистов комитета по транспорту, внедрение новой маршрутной сети также принесет не менее 150 миллионов рублей ежегодной экономии, «разгрузит» улицы города на 3 — 5 процентов и снизит количество аварий на 10 — 15 процентов.

Наконец, третья сторона транспортной реформы — это ужесточение «борьбы» с трамваями, которую курирующий транспортную сферу вице-губернатор Петербурга Олег Виролайнен охарактеризовал как «расшивка узких мест». Судя по всему, в 2005 году трамваи исчезнут из района площади Восстания, со 2-й Советской улицы, со всех (!) мостов через Неву, с проспекта Обуховской Обороны и Среднего проспекта Васильевского острова.

Деньги на все эти преобразования комитет по транспорту намерен взять из бюджета города и... из наших с вами карманов. Да-да — судя по всему, в декабре этого года в Петербурге вновь подорожает проезд на общественном транспорте. Об этом на недавней пресс-конференции заявил председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимир Барканов. По предварительной информации, теперь проезд на наземном транспорте будет стоить 8 рублей, на метро — 9, а то и 10.

В ожидании перемен

С тем, как Смольный намерен реформировать общественный транспорт, многие, мягко говоря, не согласны. Взять хотя бы ликвидацию коммерческих маршрутов, которые «перекликаются» с социальными. К маршруткам есть множество вполне обоснованных претензий, начиная от мастерства водителей и заканчивая ценами на проезд, но нельзя не отметить, что именно они, без преувеличения, спасают петербуржцев, которым не повезло жить рядом с метро. Ликвидировать маршрутки можно за один день, а вот можно ли одним росчерком пера настолько «насытить» общественный транспорт, чтобы покрыть уход «тэшэк»? Думаю, ответ очевиден. Так что вполне вероятно, что в январе будущего года общественный транспорт где-нибудь в центре Купчина или Сосновой Поляне будут брать штурмом, ведь иной возможности добраться до «подземки» люди лишатся. Вот если бы в комитете по транспорту разработали поэтапную схему ликвидации маршруток... Скажем, если на такой-то маршрут поставят четыре дополнительных автобуса, то, вероятно, можно снять восемь «тэшэк». Иначе как минимум взрыва народного возмущения в новом году властям города не избежать.

Вызывает множество вопросов и стремление чиновников избавиться от трамваев. С одной стороны, администрацию города можно понять: на магистралях центра Петербурга трамваи являются одной из главных причин возникновения пробок, и раз при ликвидации трамвайных путей расширяется проезжая часть, троллейбусы и автобусы по ней пойдут быстрее. Однако нельзя забывать, что при ожидании общественного транспорта горожане часто руководствуются правилом: не дождусь троллейбуса — сяду на трамвай. И ликвидация последних, особенно в первые месяцы 2005 года, вряд ли уменьшит время, за которое петербуржцы добираются до метро.

К принятой на заседании правительства программе есть множество претензий и у глав районных администраций. В частности, они требуют значительно расширить транспортную и маршрутную сеть в Приморском районе (аргументы — ожидаемый ввод новой станции метро «Комендантский проспект» и открытие нескольких крупных магазинов), восстановить демонтированную некоторое время назад контактную троллейбусную электросеть на Лермонтовском проспекте, сохранить шесть коммерческих маршрутов в Красном Селе. На заседании правительства муниципалам пообещали обязательно принять их рекомендации к сведению, но будут ли они учтены в итоговом варианте программы — очень большой вопрос.

Совершенно очевидно, что сегодня, когда Петербург буквально «задыхается» в транспортных проблемах, реформирование системы общественного транспорта жизненно необходимо. Другое дело, что осуществлять преобразования надо очень мягко, тщательно просчитывая все последствия. Что мешало чиновникам соответствующих ведомств сначала провести реформу внутри одного района, чтобы извлечь из этого необходимые уроки, и затем грамотно преобразовать транспортную сеть всего города? Ответ на этот вопрос нам получить не удалось. Так что, к сожалению, вполне вероятно, что в первые месяцы 2005 года в Петербурге разразится настоящий транспортный кризис, по сравнению с которым прежние проблемы северной столицы в сфере общественного транспорта покажутся лишь легкими недоразумениями.

Дмитрий Киров
МК в Питере №42/82 за 20-10-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100