Новости Петербурга

Торг здесь неуместен

23:25:47, 03 ноября 2004
Торг здесь неуместен
В следующем году торговые лотки, ларьки и палатки навсегда исчезнут с улиц Петербурга

На одном из последних заседаний правительства всему мелкому и среднему бизнесу Петербурга был нанесен удар ниже пояса. Губернатор северной столицы Валентина Матвиенко призвала очистить улицы города от всей лоточной и ларечной торговли. Соответствующий законопроект вступит в силу в 2005 году, и, по мнению самих предпринимателей, с этого момента на малом бизнесе в Петербурге можно будет поставить крест.

Поводом к столь радикальному шагу стало, по словам Валентины Матвиенко, санитарно-гигиеническое состояние ларьков и павильонов, находящихся вблизи метро и остановок общественного транспорта. «Это полное безобразие! В остановочных павильонах грязь, торгуют пивом, а пассажиры, как бедные родственники, теснятся на приставной скамеечке у ларька!» — возмущалась губернатор. Чтобы такого безобразия больше не было, уже готовится специальное постановление городского правительства, которое запретит торговлю в вышеозначенных местах с середины 2005 года, а всем предпринимателям будет предложено «переехать» в «европейские» торговые комплексы и там продолжать свой бизнес. Единственное исключение губернатор сделала для газетчиков, назвав их труд «реализацией социально значимой продукции».

Надо сказать, нынешняя инициатива Смольного — далеко не первая попытка «благоустроить» торговлю на улицах города. Достаточно вспомнить, что прежний «хозяин» Петербурга Владимир Яковлев аж 6 раз (!) за два своих губернаторских срока заставлял предпринимателей менять старые ларьки на новые. Официальной причиной был якобы плохой «эстетический» вид торговых точек, неофициальной — стремление губернаторской «семьи» получить под свой контроль наиболее выгодные для торговли места. Однако, как признают сами предприниматели, одно дело — поставить вместо одного ларька другой, пусть и более дорогой, и совершенно другое — переехать в торговый комплекс. Для справки: право «заселиться» в него обойдется предпринимателям в 10 — 20 тысяч долларов, и это при том, что арендная плата составит еще 500 — 1000 «зеленых» в месяц. «У меня на это просто нет денег, — сообщил корреспонденту «МК» в Питере» Алексей Меньшиков, владелец ларька вблизи станции метро «Звездная». — Если этот чертов закон все же будет принят, то мне придется, наверное, снова стать учителем».

Уже сегодня желание Смольного «упрятать» торговые точки в комплексы вызывает множество вопросов. С одной стороны, представителей администрации можно понять. Скажем, ситуация, когда скамейка на автобусной остановке «зажата» между двух ларьков и многие пенсионеры вынуждены стоя ждать автобуса, а сама остановка завалена окурками, пивными бутылками, банками и обертками, напрягает. С другой же, город пока ничего не предложил тем людям, которые в середине 2005 года лишатся работы. И ведь это не только владельцы бизнеса, но и работники бухгалтерии, водители, курьеры, продавцы — в общей сложности несколько десятков тысяч человек. Кроме того, как же, интересно, Смольный собирается выселять ларечников, у которых заключены долгосрочные договоры на аренду занимаемой территории? Городское законодательство, кстати, предусматривает, что разорвать договор в одностороннем порядке КУГИ может только в том случае, если занимаемый ларьком участок потребуется для капитального строительства. Судя по всему, лишать «долгосрочников» насиженных мест будут в добровольно-принудительном порядке.

Более того — по устойчивым слухам, в законопроект, разрабатываемый сейчас в недрах администрации, войдет требование ликвидировать торговлю в ларьках и палатках не только у метро и транспортных остановок, но и вообще во всем городе. Поводом к этому стало еще одно высказывание госпожи Матвиенко, когда она заявила, что «Никакой лоточной торговли на улицах города не должно быть! Мы будем уходить от этой практики к современным торговым точкам и павильонам. У нас должны быть европейские магазины с такими же ценами, как в ларьках». Однако магазины магазинами, но, похоже, Валентине Ивановне не сообщили, что, по самым оптимистичным подсчетам, лишь 20 процентов от общего количества представителей малого бизнеса смогут позволить себе перебраться в павильоны. А значит, на бизнесе с общим оборотом более трех миллиардов долларов, с которого город имеет миллионы в виде налогов, можно будет поставить крест. В свою очередь, это может привести к урезанию расходов на многие социальные программы. Такие, например, как финансирование выплат детских пособий и программы поддержки пенсионеров. Получается, что, объясняя необходимость ликвидации ларьков и палаток «социальными» причинами, Смольный одновременно «режет по живому» эту самую социалку. Вот такой вот, понимаешь, дуализм, как наверняка сказал бы по этому поводу Борис Николаевич...

Нынешняя инициатива Валентины Матвиенко стала уже второй в этом году попыткой ликвидировать торговлю вблизи станций метро. Первым на эту «стезю» встал глава администрации Центрального района Владимир Антонов, под предлогом обеспечения безопасности после захвата заложников в Беслане запретивший всю торговлю в радиусе 50 метров от находящихся на территории района станций «подземки».

Европейский базар

Инициатива Смольного по ликвидации ларечной торговли в Петербурге сегодня вызывает множество вопросов. На некоторые из них мы попросили ответить первого заместителя председателя комитета по управлению городским имуществом (КУГИ)

Алексея Чичканова, которого называют одним из инициаторов столь революционного шага городских властей.

— Главной причиной реформы на заседании городского правительства Валентина Матвиенко назвала санитарно-гигиеническую. Мол, на остановках и вблизи метро сегодня настолько грязно, что там просто неприятно находиться. Не преувеличен ли масштаб проблемы? Может быть, достаточно просто установить дополнительные урны?

— Боюсь, урны здесь не помогут. У владельцев и продавцов ларьков уже вошло в привычку оставлять мусор прямо на остановках. Вы представляете, какое неудобство для горожан будет причинять процедура опорожнения урн в «часы пик»? Кроме того, остановка должна быть остановкой, а не «придатком» к ларькам, которые сжимают ее просто до микроскопических размеров. А это недопустимо.

— А вы серьезно полагаете, что в павильонах, при их сумасшедшей стоимости аренды, возможна торговля по ларечным ценам?

— Разумеется, никто не будет принуждать предпринимателей держать те же цены, что были и раньше. Однако, как показывают предварительные расчеты, серьезно они вырасти не должны. Скажем, в Европе практически вся торговля ведется в павильонах, и не могу сказать, чтобы цены там были астрономическими.

— Согласитесь, предложение тем предпринимателям, у которых заключен долгосрочный договор аренды, «добровольно» перебраться на другие предоставленные городом места выглядит этаким скрытым ультиматумом...

— Лично я так не считаю. Петербург задумывает реформу, которая позволит наконец привести торговлю в нашем городе к европейским стандартам. И те, кто не хочет этим стандартам соответствовать, поневоле окажутся вне бизнеса. Ведь после того, как договор их аренды закончится, им просто негде будет торговать — все места, которые город готов был предоставить некоторое время назад, попросту закончатся. И участок им будет найти очень трудно.

— А что делать тысячам людей, которые в 2005 году потеряют работу?

— Кто это сказал — в одночасье? Во-первых, о законопроекте известно уже сегодня, и до середины 2005 года есть как минимум 8 месяцев. Кроме того, хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день не разработан еще даже законопроект, который будет представлен в ЗакС. А там его уже будут рассматривать депутаты. Скорее всего, во время разработки документа администрация детально продумает, как помочь тем людям, кто лишится работы. Вполне вероятно, что в законе будет прописан механизм льгот или субсидий из городского бюджета, с помощью которых предприниматели сумеют переехать в павильоны.

К барьеру!

Константин Сухенко (депутат Законодательного собрания Петербурга):

— В целом принятие закона, который бы привел торговлю в городе в цивилизованные рамки, я считаю, назрело. Просто недопустимо пускать на самотек ситуацию, когда остановки превращаются практически в помойки, а места в них для пассажиров мало. С другой стороны, нельзя не отметить, что принятие подобного закона оставит без работы множество людей. На месте губернатора я бы не поступал так радикально — уверен, что рыночные механизмы через пару-тройку лет привели бы к тому, что такой нецивилизованной торговли, которая есть в городе сейчас, в Петербурге бы не осталось. Еще хочется добавить вот что: сейчас наверняка пойдет поток критики на Валентину Матвиенко. Но тут следует понимать, что губернатор привыкла действовать в рамках той, прежней системы, и она уверена, что такими радикальными решениями действительно можно быстро все привести в порядок. «Закалка» требует от нее четких и жестких шагов, которые она и делает. При этом Валентина Ивановна искренне желает Петербургу лучшего.

Игорь Ульянов (заместитель председателя наблюдательного совета Северо-Западного филиала Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» — «Северо-Западного центра поддержки малого и среднего бизнеса»):

— Вид, в каком закон предстал на заседании правительства, позволяет говорить о том, что сегодня этот документ явно недоработан. Вообще, к принятию столь радикального решения, как запрет ларечной торговли, нужно подходить очень осторожно. Ведь, неправильно потянув за эту «ниточку», можно получить целый клубок проблем, начиная от социальных и заканчивая экономическими. Поэтому прежде, чем принимать подобный закон, нужно тщательно просчитать возможные последствия для города в целом и горожан в частности. Нужно найти рабочие места для тех, кто с запретом торговли потеряет работу, разработать программу помощи бизнесу. Скажем, предоставить «переехавшим» предпринимателям серьезные налоговые льготы, пока они не встанут на ноги, дать субсидии на развитие бизнеса. В конце концов, город может на свои деньги строить павильоны, а затем разработать механизм выкупа их предпринимателями в рассрочку. Уверен — только после подобных шагов можно запрещать торговлю в ларьках и на остановках, иначе мы получим столько проблем, что разрешение их займет не один год.

Александр МАКАРЕНКО
МК в Питере №41/80 за 13-10-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100