Новости Петербурга

Интеллект на колесах

23:26:03, 03 ноября 2004
Интеллект на колесах
Петербург заполняют «умные» светофоры и «интеллектуальные» автобусы

Проблема «пробок» в нашем городе уже давно, что называется, перезрела. Сегодня на 1000 горожан в Петербурге приходится 200 легковых и грузовых автомобилей. Дороги в центре города, отнюдь не рассчитанные на такой траффик, не справляются с огромным количеством машин. Едва ли не ежегодно комитет по транспорту объявляет о технических новинках, которые якобы сделают «пробки» в северной столице достоянием истории. В следующем сезоне «спасителем Отечества» должна стать Автоматизированная интеллектуальная транспортная система (АИТС), аналогов которой пока нет в России...

Впрочем, как утверждают в комитете по транспорту, новая система не только поможет избавиться от «пробок», но и превратит наши автобусы и троллейбусы в настоящие интеллектуальные машины, которые сделают передвижение в общественном транспорте максимально удобным. Как выяснилось, суть нововведения — в бортовых компьютерах, которыми к концу 2005 года должен быть оборудован весь общественный транспорт Петербурга. Компьютеры позволят регистрировать важные для водителей сведения: пройденное расстояние, отставание или, наоборот, опережение графика, число пассажиров в салоне. Водители и ремонтные бригады теперь смогут гораздо оперативнее чинить и восстанавливать технику, так как «умный» прибор будет показывать, что и где вышло из строя.

Более того — в комитете по транспорту планируют подключить к бортовым компьютерам автобусов и систему, контролирующую оплату проезда. Что позволит, во-первых, избавиться от «зайцев», а во-вторых — от контролеров, которые станут просто не нужны. Правда, в комитете нам не сообщили, каким образом будет работать подобная система, равно как и не ответили на вопрос о том, что делать с десятками уволенных кондукторов...

На бортовые компьютеры для автобусов транспортники возлагают большие надежды. Ведь с их помощью у диспетчеров теперь появится возможность непосредственно влиять на ситуацию, складывающуюся на конкретном маршруте. Кроме того, получая данные о том, сколько человек было в салоне в тот или иной момент, сколько народу вошло и вышло на остановках, можно провести комплексное исследование маршрута. Ну, а по его результатам принять различные решения: скажем, изменить график движения автобусов, увеличить или, наоборот, уменьшить их количество, и так далее.

Также в обязанности бортовых компьютеров будет входить составление электронных отчетов о движении (это необходимо, чтобы водители не отклонялись от маршрута и вовремя приходили на остановки). Вместе с тем чиновники хотят, чтобы разработчики «научили» систему автоматически связываться со светофорами, чтобы автобусы и троллейбусы имели приоритет при попадании на перекресток. В перспективе же АИТС должна превратиться в центр управления транспортными потоками, стоянками и паркингами. То есть водителю будет достаточно послать в систему запрос, и через несколько секунд она ему ответит, на какой из парковок интересующего его района есть свободные места. На разработку подобной чудо-системы комитет по транспорту совместно с комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли готов выделить миллион рублей. Итоги конкурса подведут к началу октября, а первый эффект от внедрения АИТС горожане должны ощутить уже в начале следующего года.

Интересно, что, делая ставку на автоматизированную интеллектуальную транспортную систему, Смольный не собирается забывать и о своих прежних попытках с помощью электроники привести в порядок движение в Петербурге. В частности, город намерен не только продолжить, но и резко увеличить финансирование установки «умных» светофоров. Напомним — в 2001 году на Невском проспекте была установлена автоматическая система управления движением. Суть ее состояла в том, что система в зависимости от интенсивности автомобильного потока «переключала» сигналы светофоров. Однако «пробок» от этого меньше не стало — наоборот, их количество только увеличилось из-за постоянных сбоев программы (на Невский «вливались» машины с ближайших улиц, которые система не регистрировала). «Светофоры не работают должным образом, потому что их мало», — сделали своеобразный вывод в комитете по транспорту и разработали программу «500 перекрестков», которая предусматривает оборудование «умными» светофорами всех наиболее оживленных магистралей города. «Что бы ни говорили злопыхатели об этой программе, она позволит не только упорядочить движение в городе, но и собрать данные о пропускной способности перекрестков, — сообщили нам в комитете по транспорту. — Все это нужно для того, чтобы затем разработать схемы движения муниципального и личного транспорта горожан». Что ж, «безумству храбрых поем мы песню». Скажем, в Нью-Йорке, где проблема «пробок» также уже не первый год терзает городские власти, недавно поставили пятое поколение «умных» светофоров (петербургские же принадлежат к третьему поколению), а «пробок» все равно меньше не стало.

Вообще же, при разговоре о внедрении АИТС и «умных» светофоров сразу вспоминается анекдот про японцев, оценивающих новый русский вездеход: чего только русские не придумают, лишь бы дороги не строить.

На программу «500 перекрестков» в течение трех лет планируется потратить 150 — 200 миллионов рублей...

Александр Макаренко
МК в Питере №39/76 за 29-09-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100