Новости Петербурга

Террористы юные, головы чугунные

23:26:04, 03 ноября 2004
Террористы юные, головы чугунные
Школьники, звонящие в милицию и сообщающие о том, что их учебное заведение заминировано, как никто другой помогают настоящим террористам проводить кровавые теракты

«У нас в школе бомба, – услышала в трубке оператор дежурной части ГУВД Петербурга и Ленобласти взволнованный детский голос. – В первом классе».

Когда оперативники прибыли на место, никакой бомбы, естественно, обнаружено не было. «Телефонным террористом» оказался 7-летний Владимир. Искренне полагавший, что милиции не удастся его вычислить. Однако оперативники с легкостью нашли малолетнего «телефонного террориста». Ведь в их арсенале находится аппаратура, позволяющая вычислять «минеров», откуда бы они ни звонили – с домашнего, мобильного телефона или даже из телефона-автомата...

Деньги за теракт

После трагедии в бесланской школе № 1 правоохранительные органы резко усилили охрану учреждений среднего образования. Вот бы школьникам помочь милиционерам и сообщать им о подозрительных людях, которые приходят в школу, или работах, которые в ней ведутся. Однако вместо этого кое-кто из ребят начинает играть в «террористов», звоня в милицию и сообщая о заложенных бомбах или обнаруженных «складах» с оружием в кабинете директора.

— С начала сентября, когда произошел захват заложников в Северной Осетии, количество сообщений о заминировании школ существенно увеличилось, — сообщили нам в комитете по образованию. — Если раньше звонили 1 — 2 раза в неделю, то теперь могут позвонить и 3 — 4 раза в день. Маленькие сорванцы понимают, что в свете последних событий их «угрозы» будут восприняты самым серьезным образом, вот и пользуются этим по полной программе.

По неофициальной информации, с начала сентября в Петербурге было более двух десятков звонков о заминировании школ города. Как несложно догадаться, ни одного взрывного устройства оперативникам обнаружить не удалось. Чаще всего «минировали» в Центральном, Московском и Приморском районах.

— Мы еще легко отделались, ведь звонков могло быть намного больше, — сказали нам в службе «02». — Вот нашим московским коллегам действительно не повезло: у них бывает в день до 20 звонков о ложном заминировании школ, и, судя по всему, этот рекорд вскоре будет побит...

Собственно, понять причину того, почему школьники «придумывают» теракты, нетрудно. Ведь приезд сотрудников милиции, ФСБ, ГИБДД, а также кинологов с собаками гарантированно сорвет нелюбимый урок и избавит от трудной контрольной. Впрочем, как заверили нас в комитете по образованию, надежды «телефонных террористов» напрасны — все пропущенные уроки будут проведены в выходные дни или во вторую смену, а контрольные — написаны через несколько дней. Игра же в террористов обойдется родителям хулиганов в весьма кругленькую сумму — от 5 до 20 тысяч рублей в зависимости от того, сколько оперативных средств реагирования было привлечено к поиску взрывчатки. И это не предел. Сейчас руководство ГУВД разрабатывает новые методы борьбы с юными «телефонными террористами». Скорее всего, уже в будущем году родителям сорванцов станут предъявлять судебные иски и потребуют оплатить не только штраф, но и стоимость работ по поиску взрывчатки, а также расходы на выезд многочисленных бригад. По предварительным подсчетам, эта сумма может составить до 10 тысяч долларов.

Плакат вместо милиционера

Похоже, участившиеся в последнее время в Петербурге случаи «телефонного терроризма» заставили комитет по образованию пересмотреть свое отношение к этой проблеме. Если раньше чиновники работали «по факту» случившегося, вызывая провинившегося школьника «на ковер» и отчитывая его по полной программе, то теперь упор будет сделан на профилактическую работу. К примеру, в школах развесят плакаты, которые объяснят ребенку, что, звоня в милицию и говоря о заложенной бомбе, он вредит самому себе. На плакатах будет изображен ребенок, который не хочет писать контрольную, делает ложный звонок, а когда попадается — узнает, что его родители вынуждены отдать за проступок сына все сбережения, которые откладывали ему на компьютер...

Кроме того, в школах будет увеличено количество классных часов. Учителя расскажут, что на ложные вызовы выезжают пожарные, милиция, врачи, и поэтому они не смогут приехать, если, скажем, загорится твоя квартира или станет плохо твоей маме. Что же касается широко обсуждавшейся недавно темы о том, что в школы будут ходить участковые и объяснять детям, «что такое хорошо и что такое плохо», то этого, скорее всего, не будет. В комитете по образованию решили, что милиционеры не имеют навыка общения с детьми, поэтому их визиты могут привести к результатам, обратным ожидаемым.

Как выЧислЯют «террористов»?

Юные «звонари», сообщая о якобы заложенной в их школе бомбе, даже не подозревают, что сразу после их звонка милиция начинает действовать по четкой и эффективной схеме, которая позволяет «по горячим следам» их задержать. Однако в первую очередь милиционеры обязаны проверить школу, даже если о ее минировании сообщил хихикающий первоклассник. Как только оператор службы «02» (именно туда обычно звонят желающие избавить себя от контрольной) примет звонок, он заполняет специально предназначенную для подобных случаев карту и направляет ее в ОВД (сотрудники этой службы в течение трех часов должны сообщить в «02», подтвердилась информация о бомбе или нет). ОВД, в свою очередь, тут же связывается с ближайшим к школе нарядом милиции, а также с ее директором.

Как сообщили нам в службе «02», чаще всего «телефонные террористы» проявляют себя в 9 часов утра, то есть когда занятия в школах только начинаются. Второй пик звонков приходится на 12 — 13 часов, а третий — на 16 часов. Звонят, как правило, либо из здания школы, либо с мобильных телефонов — юные хулиганы считают, что «труба» полностью анонимна. Трудно понять, откуда у них такая уверенность, если оборудование, позволяющее определить номер звонившего, можно совершенно свободно приобрести на крупных радиотехнических рынках города. Милиция же обладает гораздо более серьезной и надежной техникой.

Может возникнуть вопрос: а как поймать ребенка, если он звонил не с сотового или домашнего телефона? Для этого оперативники выясняют, кто из подростков за последнее время ссорился с учителями, кто отсутствовал во время урока, а у кого «на носу» была контрольная. Подобную информацию милиционеры получают не только у учителей, но и у учеников.

Однако поймать подростка — это одно, а доказать, что именно он звонил и плел небылицы о якобы заложенной бомбе — совсем другое. Для того чтобы идентифицировать задержанного со звонившим, в милиции используют специальную методику. Состоит она в том, что c помощью специальной аппаратуры, позволяющей раскладывать слова на сегменты, сличаются две записи голоса ребенка: сделанная на пульте службы «02» и та, которую предоставил следователь при беседе с ним. Однако дело это не такое простое — во время работы лингвисту порой приходится прослушивать пленку до 100 раз. Вот сколько работы приходится проделывать милиции, чтобы вывести на чистую воду «телефонных террористов».

Психолог для террориста

Нередко после того, как «телефонного террориста» вычисляют и проводят с ним «воспитательную беседу», у того случаются нервные срывы. Так что со многими хулиганами после их задержания приходится проводить настоящую психологическую работу, чтобы в первые дни после задержания они не наделали глупостей (уже были случаи, когда «телефонные террористы», которым попало по первое число, пытались покончить жизнь самоубийством).

— С «телефонными террористами» обязательно должны работать психологи, — считает сотрудник социального центра «Гармония» Анастасия Казанцева. — Когда в милицию звонят дети, которым не больше 10 — 12 лет, то они часто подражают взрослым «плохим дядям», о которых много говорят в новостях. Поэтому с ними нужно работать, объяснять, что подражать нужно не всему, о чем говорят. Что же касается ребят постарше, то, как правило, они звонят и ставят на уши соответствующие службы не потому, что они такие плохие. Подобные поступки дети совершают для того, чтобы сбросить с плеч груз психологических проблем, который накопился у них за долгое время. Это можно сделать только неадекватным поступком — например, позвонить в милицию и сказать, что школа заминирована. Почему в ребятах накапливается эта «психологическая усталость»? Дело в том, что большинство «телефонных террористов» — это дети из неблагополучных семей, у которых родители либо пьют, либо постоянно ссорятся, либо бьют ребенка. Поэтому я считаю, что слишком сильные карательные меры по отношению к ребятам не нужны — гораздо полезнее и продуктивнее будет направлять их к психологам. Они объяснят школьникам, что они хорошие люди и у них есть силы самостоятельно справиться с неприятностями.

Дмитрий Киров
МК в Питере №39/76 за 29-09-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100