Новости Петербурга

Едет Ленин по Европе

11:26:47, 05 ноября 2004
Едет Ленин по Европе
Три десятилетия назад на гранитном производстве завода «Монументскульптура» была выполнена в вечном камне композиция, посвященная интернациональной дружбе германских и российских рабочих. Под революционным стягом автор произведения рядом с обобщенным портретом пролетария изобразил Владимира Ленина и германского рот-фронтовца с характерными чертами Эрнста Тельмана (кстати, по мнению нынешнего вице-президента Российской академии художеств Геннадия Степанова, эта работа и по сей день радует профессионалов камнерезного мастерства). На приемку композиции из Германии прибыли тогда высокие гости — руководители правительства ГДР и побратима Ленинграда немецкого города Дрезден, для которого и предназначалась скульптура... Исчезли с мировых карт названия СССР, Ленинград, ГДР, пала Берлинская стена, разрушены многие памятники, а работа ленинградских камнерезов, оказывается, обрела новую жизнь в XXI веке.Об этом нашей газете рассказал автор композиции известный скульптор Григорий ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ.

— Этот памятник был открыт к 25-й годовщине ГДР. В это трудно поверить, но в тот день в центре Дрездена на площади, куда вливается Ленинградский проспект, собрались более ста тысяч человек. Приехали делегации из Италии, Франции, Австрии...

На митинге выступили первый секретарь окружкома СЕПГ Ханс Модров и первый секретарь Ленинградского горкома КПСС Борис Аристов. Австрийская площадь, на которой был установлен памятник, в тот же день была переименована в площадь Ленина...

— Григорий Данилович, вместе с архитекторами Михайловым и Волонсевичем вы, насколько нам известно, над этим восьмиметровым памятником работали более шести лет. Что же приключилось с вашим произведением в сегодняшней объединенной Германии?

— Действительно, многие монументы коммунистических времен ждала в современной Германии незавидная судьба. В Берлине был демонтирован громадный гранитный памятник вождю работы советского скульптора Томского. Только в Дрездене из 105 монументов, рельефов, мемориальных досок и скульптур той поры было решено демонтировать 40 произведений. Встал вопрос и о нашем памятнике.

В городе по этому поводу развернулась дискуссия. Она была в самом разгаре, когда журнал «Бильд» опубликовал письмо фабриканта Иозефа Курца из Баварии. Автор признавался, что, увидев памятник в Дрездене, он... влюбился в него и согласен заплатить 200 тысяч немецких марок за транспортировку 250-тонного монумента в Баварию...

В результате власти Дрездена поддержали эту идею и разрешили Курцу перевезти памятник на родину бизнесмена в баварский город Гундельфинген. Он простоял там несколько лет, пока Иозеф Курц не умер.

— И что же дальше?

— А дальше было вот что. Однажды уже в Петербурге в мою мастерскую пришел молодой скульптор-концептуалист из той же Баварии Рудольф Херц. Он рассказал мне, что сын Иозефа Курца разрешил ему осуществить давнюю идею: снять с памятника три полуфигуры — Ленина, рот-фронтовца и современного рабочего для экспонирования в музее другого немецкого города — Карлсруэ. Во время транспортировки трех гранитных частей памятника на большой платформе Херцу пришла в голову оригинальная мысль: нельзя ли использовать этот прием в дальнейшем?.. Он назвал свою концепцию «Ленин в пути». «Я показываю вождя народу, а вождь смотрит на XXI век», — рассуждал Херц.

— И как же вы отнеслись к этой идее?

— Собственно говоря, мое мнение не больно-то кого интересовало... Дело в том, что программа «Искусство в открытом пространстве», в рамках которой должен был осуществляться проект Рудольфа Херца, проводимая департаментом культуры Мюнхена, уже началась. Возражать против этого было бессмысленно: гранитный Ленин тем временем продолжил свой тур на трейлере через Италию, Швейцарию, Австрию, Чехию... По идее, он должен был оказаться в Дрездене на том месте, на котором стоял прежде. Затем отправиться в Берлин и лишь после этого вернуться в Гундельфинген. Рудольф Херц пригласил в Дрезден из Берлина бывшего первого секретаря окружкома Ханса Модрова, открывавшего 30 лет назад памятник, и меня как скульптора исторического сооружения.

— И вы согласились?

— Я сначала не хотел ехать в Дрезден. Мне была непонятна моя роль в этой новой ситуации... Но соблазн увидеть свою работу и встретиться с давним знакомым Хансом Модровом, человеком, который сыграл большую роль в переломные дни объединения Германии, был слишком велик — и я поехал. Мы встретились как старые друзья и вспоминали переживания, связанные с установкой и открытием памятника, позировали перед кино- и фотокамерами на том месте, где стоял памятник.

Сейчас здесь идет большая стройка, прокладывается тоннель. В котловане под нами стояла платформа с тремя гранитными полуфигурами. Народ с интересом смотрел вниз. Многие вспоминали исчезнувший из Дрездена памятник. Все высказывания были на редкость доброжелательными. Подошел шофер, который перевозил из Ленинграда памятник в Дрезден 30 лет назад. Подошел солидный молодой человек, который во время открытия памятника был совсем еще маленьким и сидел на плечах своего отца...

Затем платформу с деталями монумента, сделанного в Ленинграде, перевезли в Берлин и установили в центре города. Меня удивило количество фотокорреспондентов и тележурналистов и неожиданный интерес берлинцев к истории памятника...

Словом, я не жалею, что поехал в Германию. Мне не было стыдно за нашу работу.

Григорий Данилович Ястребенецкий, ветеран Великой Отечественной войны, человек, который защищал наш город в годы блокады, несмотря на свой почтенный возраст (недавно он отметил свое 80-летие), продолжает активно работать. В том числе и по заказам немецких друзей. Так, под Дюссельдорфом установлен памятник Аденауэру и Вилли Брандту его работы, который отливали из бронзы на берегах Невы на заводе «Монументскульптура». Два года назад Ястребенецкий открыл памятник в Гамбурге на месте концентрационного лагеря, где захоронены 526 советских воинов.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100