Новости Петербурга

Как очистить Крюков канал

12:24:38, 09 ноября 2004
Осенью 1913 года притчей по языцех в Петербурге стали «миазмы» Крюкова канала. «Терпение обывателей Большой и Малой Коломны совершенно истощилось, — отмечал обозреватель. — Их хотят извести невыразимейшим зловонием Крюкова канала. Он стал вонючей клоакой».

История эта началась с перестройкой моста на пересечении Крюкова канала и Офицерской улицы (ныне это мост Декабристов) для прокладки трамвая «второй очереди». Строительные работы были связаны с отводом воды и удалением грязи и ила, вследствие чего местные жители вскоре почувствовали «ужасное зловоние».

Когда просьбы и обращения жителей к городскому самоуправлению и даже к градоначальнику не привели ни к какому результату, а зловоние приняло характер стихийного бедствия, коломенские обыватели решили взять дело в свои руки. В середине сентября 1913 года наиболее видные избиратели этой части города, обладавшие «квартиронанимательским цензом», тщательно осмотрели Крюков канал.

Они пришли к выводу, что для «уничтожения зловония» нельзя ждать окончания постройки моста — необходимо немедленно принять меры для борьбы с общественным бедствием, иначе Коломне грозит вспышка инфекционных заболеваний. Поэтому было решено обратиться в городскую думу с ультиматумом: если за два дня не будет предпринято никаких мер, коломенские обыватели оставляли за собой право обратиться к градоначальнику с просьбой разрешить им на личные пожертвования «дезинфицировать Крюков канал и восстановить в нем приток воды».

Впрочем, им не пришлось прибегать к подобным «крайним мерам». «Вопрос о загрязнении Крюкова канала стоит в прямой связи с завершением работ по сооружению в столице фекалепровода, предназначенного для отвода городских нечистот в Финский залив», — заявил член городской управы П. Н. Ге, в ведение которого перешло дело о Крюковом канале. Именно на этой стройке и были заняты все три имевшиеся в распоряжении города и столь нужные для Крюкова канала землечерпательные машины.

Одну из землечерпательных машин перевели с Финского залива на Крюков канал. Ге заявлял: при работе одной землечерпательной машины очистка Крюкова канала займет около ста дней, при работе двух — в два раза меньше. Однако городские власти выделили деньги на работу только одной машины на канале — 18 тысяч рублей...

И все-таки работы пошли. А пресса комментировала ситуацию на все лады. «Основная причина загрязнения Крюкова канала коренится в далеком прошлом, — замечал обозреватель. — Еще в царствование Екатерины II был возбужден вопрос о необходимости обводнить и усилить течение в столичных каналах. До 80-х годов XIX века это зло могло быть терпимо, но уже тридцать лет назад, когда Петербург стал разрастаться, надлежало принять меры против непомерного загрязнения почти стоячих вод. Теперь же за несколько недель невозможно поправить дело, запущенное в течение десятилетий».

Современники считали очистку Крюкова канала одним из жгучих вопросов Петербурга, погрязшего, как они считали, в «пучине внутреннего неблаго-устройства». «Нужды Петербурга огромны! — восклицал еще за два года до скандала вокруг Крюкова канала репортер «Петербургской газеты». — Кажется, нет в мире второго города, так сильно страдающего от своего внутреннего неустройства. Такое мнение разделяется всеми без исключения его обитателями. В нем столько недочетов, что приходится удивляться «сравнительно небольшому» числу жертв неблагоустройства нашей северной Пальмиры».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100