Новости Петербурга

Кто последний за подарком? Печальные размышления по радостному поводу

23:23:25, 11 ноября 2004
Печальные размышления по радостному поводу

Чуть больше месяца назад правительство города одобрило план мероприятий по подготовке к 60-летию Победы. Помимо традиционного проведения праздничных торжеств город решил порадовать тех, кто имеет к Великой Отечественной войне, а значит — и к Победе непосредственное отношение, подарками. На дворе — изобилие начала двухтысячных, а не голод начала девяностых. А посему и подарки были запланированы не из категории «хлеба насущного» (припоминаю, как старушки-блокадницы, получив по две пачки чая, тогда радовались), а из разряда предметов основательных, долгоиграющих и, прямо скажем, недешевых — телевизоры, стиральные машины, холодильники. По ходу дела гражданам обещано было также старые газовые плиты заменить на новые, привести в порядок коммуникации, где очень надо — ремонт в квартире сделать. Хорошо, правда? Вот и мне бы хотелось так думать. Не получается...

О «верхах»

Потенциальных претендентов на подарки в нашем городе ни много ни мало примерно 415 тысяч человек. Подавляющее большинство живут бедно и, несомненно, относят себя к категории тех, кто имеет право воспользоваться неожиданной государственной щедростью. Какую бы пенсию эти люди ни получали, дорогостоящую бытовую технику им все равно не купить. Город же планирует предоставить ее только самым нуждающимся. И как он будет разбираться с теми, кого к этой категории не отнесет, одному богу ведомо.

Хотя правительство и заверяет, что без подарков никто не останется, обиженных, похоже, будет немало. Потому как в ситуации, когда все вокруг говорят о холодильниках и стиральных машинах, даже получение мясорубки или электрочайника вызывает разочарование — как утешительный приз. Люди уже сейчас нервничают, социальные службы беспокоят. Все переживают: включили ли их в список на подарки? Включить-то, может, и включили, да ведь то ж не гарантия, что в доме появится новый холодильник...

Понятно, что бюджет города просто не потянет проведение столь масштабной благотворительной акции. И чтобы хоть частично выполнить обещанное, была провозглашена программа «Долг». Суть ее в том, чтобы к благому делу обеспечения ветеранов подарками подключить петербургский бизнес.

На пресс-конференции, презентуя программу, вице-губернатор Людмила Косткина убеждала журналистов: «Мы никого не напрягаем и ничего не требуем — просто просим предприятия помочь в благом деле. И никто не отказывается». И кто б сомневался, что не отказываются! То ж не дедуля какой немощный да безвестный просит «на хлеб», а в Смольный вызывают, на высоком уровне беседуют, глаза в глаза смотрят...

А насчет дедули и ему подобных так: раньше социальные службы, сталкиваясь с реальными, жизненно важными нуждами стариков, к депутатам обращались за помощью или к спонсорам. Те и индивидуально помогали, скажем, дорогостоящее лекарство кому-то приобретали, и массово — например продуктовыми наборами. А теперь обращаться не к кому. Кого можно, город уже в программе «Долг» задействовал по максимуму. На холодильники и стиральные машины. Даже не подумав, а есть ли что нуждающимся старикам в эти холодильники да стиральные машины загружать-то?

О «низах»

Не хочу обидеть ветеранов, но то, что в свое время очень многие из них, пользуясь льготами, обеспечили квартирами, машинами, дефицитными товарами не только себя, но и всех своих ближайших родственников, секретом не является. Потом эта снабженческая возможность, к вящей радости завистников, незаметно канула в Лету. Но похоже, что социальная часть плана мероприятий по подготовке к 60-летию Победы вновь возродила активность в рядах тех, кто находится в близком родстве к победоносцам.

Освидетельствование нужд людей, кому потенциально к юбилею положены подарки, город возложил на социальные службы. В том числе и на центры социального обслуживания населения на дому. Сотрудники центров честно заносят нужды в специальные карточки. Что они показывают? Что большинство граждан желают получить подарки по полной программе — чтоб и телевизор доставили, и холодильник, и стиральную машину. Газовая плита — само собой. И хорошо бы еще ремонт в квартире сделать. Ну это, собственно, понятно: многие действительно во всем вышеперечисленном нуждаются. Только отдельные граждане слишком уж активны и настойчивы в своих желаниях. Вплоть до гневных звонков и писем в разные инстанции.

Дело до абсурда доходит. Звонит старичок в собес и, еле выговаривая по складам неведомое слово, требует не просто телевизор, а непременно «Panasonic». И чтоб пульт был. Какой? Ну, какой-то там пульт...

В тех случаях, когда пожилые родственники даже под диктовку близких не могут внятно сказать, чего именно они (а точнее, их родственники) желают, — активно подключаются дети и внуки, начиная популярно объяснять сотрудникам социальных служб про двухкамерные холодильники, автоматические стиральные машины со щадящим режимом стирки, плоские экраны телевизоров и газовые плиты с грилем.

Обращается в центр социального обслуживания молодой человек: «Тут к нам вчера приходили, дед мой телевизор просил... небольшой. Так вот он передумал. На самом деле он хочет, чтоб экран был с диагональю 29 дюймов, не меньше. И чтоб был автотекст. Непременно». Хочется задать встречный вопрос: «А домашний кинотеатр, внучок, тебе не нужен?»

Дочери в основном озабочены параметрами заказанных стиральных машин. Одна, правда, позвонила и автомобиль своему родителю-ветерану потребовала...

Товарищи дорогие, вы восьмидесятилетнюю бабулю, которая всю свою жизнь белье в тазу кипятила, возле напичканной программами автоматической стиральной машины представляете? Я — нет. Да она и близко к ней не подойдет! И немощного старичка не один день придется обучать, как телевизионным пультом пользоваться, чтоб просто до нужного канала добраться. Не говоря уже о прокрутке автотекста.

Так кому же реально предназначены такие подарки? Может, грамотнее было бы выделить людям определенные суммы, чтобы они могли самостоятельно воспользоваться этими средствами и приобрести именно то, что им необходимо? Может, нужное лекарство, может, зимнее пальто, а может — и телевизор.

О «промежуточном звене»

Освидетельствовать условия жизни пожилых граждан отправились не только работники социальных служб, но и представители малого воровского бизнеса. Они быстро смекнули, как вписаться в масштабную кампанию, и тоже подключились к процессу. Благо доверчивые старички и старушки с готовностью открывают двери, когда им говорят, что пришли из собеса узнать, в чем они нуждаются.

Самозванцы обычно работают парами. Проходят в дом и, отвлекая и увлекая хозяев разговорами, осматриваются по сторонам. Потом под любым предлогом выводят хозяев из комнаты — скажем, трубы протекающие в ванной показать или стакан воды налить, и аккуратненько и быстренько забирают ценности. Кража обнаруживается, как правило, не сразу. И только после звонка в собес выясняется, что никаких работников по данному адресу не посылали.

Конечно, у всех сотрудников социальных служб есть соответствующие документы с фотографиями. Но их наличием интересуются далеко не все граждане. Да и подделать в наше время такие бумаги ничего не стоит. Так что заслон этой форме воровства поставить довольно сложно. Социальные службы теперь, прежде чем своих работников по домам пожилых людей посылать, звонят хозяевам и предупреждают, кто придет, когда и зачем. Но и это не заслон — позвонить ведь кто угодно может. Так что будьте, граждане, бдительны, чтоб избежать и таких подарков...

Дорогие ветераны, только не думайте, что я против обещанной вам городским правительством социальной помощи или подарков. Я очень даже за. Я очень хочу, чтобы жили вы долго и счастливо в окружении внимательных и заботливых родных. Просто будет чрезвычайно жаль, если на фоне и без того непростой вашей нынешней жизни это желание городских властей помочь и порадовать вас превратится в чистую формальность.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100