Новости Петербурга

Мариинка: скандалы продолжаются?

11:20:03, 04 декабря 2004
Мариинка: скандалы продолжаются?
С самого начала идея строительства второй сцены Мариинского театра сопровождалось скандалами. Напомним, международный конкурс на создание проекта был объявлен в начале 2003 года. Среди более чем десятка о известных архитекторов была выбрана работа Доминика Перро - автора известного проекта Национальной библиотеки в Париже. Петербургские критики сравнивали постмодернистский проект нового здания Мариинки с гигантским смятым куском золотистой фольги, общественники устраивали акции протеста у здания французского консульства. Но и теперь, когда проект утвержден, а до начала строительства остается совсем немного времени, скандалы вокруг создания второй сцены театра не утихают.

Как сообщили некоторые СМИ, Министерство культуры объявило новый тендер на рабочее проектирование второго здания Мариинского театра и вскоре проведет еще один тендер – на генподряд по его строительству. Журналисты делают вывод, что автор проекта - Доминик Перро – теперь полностью отстранен от его реализации.

В интервью корреспонденту «Ъ» директор Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Андрей Кружилин заявил, что архитектор Перро просто физически не может контролировать процесс, поскольку живет в Париже. Доминик Перро планировал привлечь к работам компании с мировой репутацией: так, заниматься инженерными системами архитектор хотел поручить крупной французской фирме «Setec Batiment», театральной акустикой – японской фирме Nagata Acoustic, фундаментами – «Геореконструкция Фундаментпроект» (СПб), конструкции «золотого купола» - компании B+G Integeneure Bollinger & Grohmann GMBH (Франкфурт-на-Майне). Объясняя свои намерения, дирекция ссылается на существующее законодательство, которое не позволяет российской экспертизе принять проектную документацию компаний, пусть и с мировым именем, но не имеющих лицензий в России. А поскольку не у всех из компаний, которые хочет привлечь Перро, есть российские лицензии, желание архитектора не может быть реализовано.

Впрочем, как заявил корреспонденту "Фонтанки" Андрей Кружилин, "никаких конкурсов дирекция не объявляла". Тем не менее, на сайте информационной системы «Конкурсные торги» от 29 ноября опубликовано объявление о проведении конкурса «на разработку проектно-сметной документации для строительных конструкций, инженерных систем и сетей здания 2-й сцены Государственного академического Мариинского театра». В качестве организатора конкурса и заказчика фигурирует ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Министерства культуры Российской Федерации. То есть, ведомство, директором которого является Андрей Кружилин. Но в телефонном интервью корреспонденту «Фонтанки» Андрей Кружилин заявил, что об этом объявлении ничего не знает. Но добавил, что «генподрядом могут заниматься любые организации, независимо от их происхождения, в порядке, определенном российским законодательством, в том числе и те, которые рекомендует Перро».

Правда, для этого им необходимо выиграть конкурс. Поскольку строительство второй сцены «Мариинки» будет осуществляться на бюджетные деньги, то происходить это должно в рамках российского законодательства. Согласно бюджетному кодексу РФ, а также закону «Об архитектурно-строительной деятельности», проведение конкурса является обязательной процедурой.

Корреспонденту «Фонтанки» не удалось связаться с самим архитектором, но, как сообщают близкие к Перро источники, объявление о тендере обеспокоило Доминика Перро. Судя по всему, автор «куска золотистой фольги» только сейчас начинает понимать особенности русского национального законодательства. В европейской практике принято, что архитектор руководит собственным проектом от начала и до конца, оказывает влияние на выбор заказчика подрядных организаций, осуществляет авторский надзор за стройкой и, наконец, участвует в приемке заказчиком готового объекта. У нас же автора фактически могут отстранить от проектирования уже на стадии «предпроектных предложений». Затем его эскиз передают «своим» проектировщикам – возможно, более «дешевым».

Как правило, в случае с искажения замысла архитекторы отказываются от авторства. Если речь идет об архитекторе с мировым именем, то такого рода истории получают скандальную огласку. В Москве известны такие примеры. Так, испанский архитектор Рикардо Бофилл не признал в качестве «своего» здание «Смоленского пассажа» (торгового комплекса на Смоленской площади), построенного в 1996 году по его проекту. Конечный результат был так далек от изначального замысла, что автор, взглянув на готовое здание, не узнал в нем свой проект.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100