Новости Петербурга

ЗаСаДа бьет из «засады»

11:26:57, 09 декабря 2004
ЗаСаДа бьет из «засады»
Строительство Западного скоростного диаметра может начаться уже летом следующего года

Мало кто знает, но идея строительства Западного скоростного диаметра родилась у питерских проектировщиков еще 30 лет назад. Возведение ключевых «узлов» ЗСД, таких как тоннели и мосты над Невой, было включено в прежний Генеральный план развития города. Окончательный же вид проект ЗСД приобрел в начале 90-х годов, когда прорабатывался вопрос о проведении в нашем городе Олимпийских игр.

Согласно проекту ЗСД скоростная 8-полосная трасса длиной 46 километров должна пройти с юга на север города. Условно ее можно разделить на три участка. Южный отрезок составит почти 11 километров: он берет начало у КАД в районе железнодорожной станции Предпортовая и доходит до острова Белый. Центральный, составляющий немногим более 9 километров, соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. При этом он пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. Наконец, третий участок ЗСД протяженностью 26 километров пройдет от Приморского проспекта до автодороги Е-18 в районе Белоострова.

По мнению большинства специалистов, Западный скоростной диаметр жизненно нужен Петербургу. В основном для того, чтобы остановить «нашествие» на центр города грузового транспорта. После введения ЗСД в строй именно эта трасса примет на себя основной «удар» грузовиков. В то же время южный участок диаметра соединит Морской порт с федеральными магистралями московского и киевского направлений, а также обеспечит выход на Псков и на Таллинское шоссе. Северный же участок «направит» грузовики на Выборг. Кроме того, Западный скоростной диаметр избавит автомобилистов, едущих из южных районов города в северные, от необходимости «с боем» пробиваться через закупоренные «пробками» мосты в центральной части Петербурга. Ожидается, что с введением в строй ЗСД разгрузятся такие «многострадальные» мосты, как Лейтенанта Шмидта, Дворцовый и Троицкий.

По расчетам проектировщиков, после ввода ЗСД в строй по нему будет проходить до 100 тысяч автомобилей в сутки. При этом передвигаться они будут со средней скоростью 100 — 110 километров в час (на их пути не будет ни одной остановки)! Правда, за езду «с ветерком» придется заплатить. По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, стоимость проезда должна соответствовать немецким стандартам (15 евроцентов за километр), так что проезд по всему ЗСД обойдется в 250 рублей. Впрочем, за основу, скорее всего, будет взят вариант комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга, который предусматривает «пошлину» в размере 20 рублей с легковой машины и 70 рублей — с грузовой.

Несмотря на великолепные перспективы, которые сулит городу ЗСД, до последнего времени все разговоры о его появлении оставались лишь разговорами. Причина — в огромной себестоимости строительства. Эксперты называют сумму в 2 миллиарда долларов. Чтобы начать активное строительство этой магистрали, город ежегодно должен выделять порядка 4,5 миллиарда рублей, а с 2007 года — аж 7 миллиардов. И даже при подобных объемах инвестиций ЗСД появится только через 8 — 10 лет. Таких денег у Петербурга пока нет: достаточно сказать, что на все объекты дорожного хозяйства в бюджете-2005 заложено только 3 миллиарда рублей...

Может возникнуть вопрос: почему ЗСД стоит так дорого? Дело в том, что диаметр пройдет по очень сложному рельефу, из-за чего в составе магистрали предполагается сооружение двух тоннелей (один из них пройдет вдоль Васильевского острова и Пьяной гавани) и постройка 72 инженерных сооружений — мостов, путепроводов, транспортных развязок. Скажем, на самом дорогом, Центральном участке ЗСД, планируется возвести два неразводных моста, под которыми смогут пройти суда с верхними габаритами до 35 метров.

Так как ЗСД изначально разрабатывался как коммерческий проект, ни о каком финансировании трассы из федерального бюджета не было и речи. Привлечение же иностранных инвестиций сдерживалось отсутствием в российском законодательстве документов, регламентирующих строительство платных дорог. К счастью, недавно ситуация изменилась. Похоже, гендиректору ОАО «ЗСД» Игорю Лукьянову удалось убедить федеральный центр рассматривать ЗСД не как самостоятельный проект, а как часть Кольцевой автодороги. В самом деле, Западный скоростной диаметр пересекает КАД на севере и на юге, образуя полукольцо. Стало быть, можно условно считать, что ЗСД — вторая очередь КАД. А на последнюю, как известно, выделяются деньги из федерального бюджета...

По словам Игоря Лукьянова, он получил твердые заверения российского правительства в том, что с 2005 года на реализацию проекта будут предусмотрены государственные дотации (их размер сейчас уточняется). Также сейчас обсуждается вопрос о возможности того, что южный участок ЗСД станет частью новой скоростной автомагистрали между Петербургом и Москвой. И если он будет решен положительно, то на строительство ЗСД город может получить из федерального бюджета порядка 20 миллиардов рублей. Кроме того, недавно глава правительства России Михаил Фрадков заявил, что ЗСД придается стратегическое значение как части девятого международного транспортного коридора. А за «стратегическое значение» Питер наверняка «выбьет» из Москвы еще несколько десятков миллиардов целковых.

Более того, стало известно, что из своего турне по Японии Валентина Матвиенко привезла договор о намерениях, в котором компания «Марубени» выразила заинтересованность в финансировании строительства ЗСД. Активные же переговоры между российской и японской сторонами начнутся в начале следующего года, когда в Государственной Думе будет принята нормативно-правовая база по поводу строительства платных дорог. И сегодня можно с большой степенью вероятности говорить о том, что строительство ЗСД сдвинулось с «мертвой точки» и начнется уже следующим летом.

Дмитрий Киров
Газета Московский Комсомолец в Питере №49/96 за 08-12-2004

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100