Новости Петербурга

Выход на лед водоемов запрещен. Счастливого плавания, рыбачок!

12:20:54, 30 декабря 2004
Выход на лед водоемов запрещен. Счастливого плавания, рыбачок!
Каждую зиму в нашем регионе с завидным постоянством повторяются несчастные случаи с рыболовами-любителями. Их не пугают ни штрафы, ни угроза потерять жизнь. Кто они, эти упрямцы? Что их гонит на лед – в то время, когда выход на водоемы запрещен? Об этом – в материале одного из читателей «Фонтанки», решившего замолвить словечко за «безумство храбрых».

Я несла свою беду...

Наиболее массовый характер происшествия с участие рыболовов, как правило, приобретают приблизительно с середины зимнего сезона. В это время ледовое покрытие на Ладожском озере и Финском заливе становится достаточно обширным и толстым, чтобы можно было уйти далеко от берега. Мечта о больших уловах и толстых рыбах гонит толпы рыболовов в такие дали, из которых они не успевают самостоятельно вернуться, когда ветер начинает отрывать льдины от берегового припая.

Пока лед тонкий, по льду ходят пешком - осторожно и не очень далеко. Со временем идут в ход машины, да и расстояние до мест ловли значительно увеличивается. Потому и не редки случаи дрейфа нескольких десятков и даже сотен людей на одном ледяном поле.

Ответственные лица принимают необходимые меры для предотвращения несчастий. А именно – с завидной регулярностью и упрямством объявляют запреты выхода на лед водоемов Ленинградской области. Рыболовы же, с не менее завидным упорством, эти запреты игнорируют. Часть упрямцев отрывает на льдинах и уносит ветром. На поиски бросают вертолеты, амфибии и корабли, но спасти удается не всех. Многие этому упрямству удивляются. Многие негодуют – ведь зачастую, чтобы спасти рыболовов-любителей, своими жизнями рискуют и спасатели. Но, как говорится, у каждой медали есть две стороны.

Количество любителей ловли рыбы в нашем городе очень велико. Одни занимаются ловлей рыбы ради удовольствия. Другие ловят рыбу из меркантильных интересов. Пока лед тонкий, регулярно происходит «купание». Окунется человек, выберется и - бегом на берег, сохнуть и переодеваться. После увеличения толщины и площади ледяного покрова купание становится редким, но...Под воздействием сильного ветра и резких перепадов атмосферного давления и температуры воздуха вдоль берега образуются трещины. Они снова смерзаются и бывают малозаметными до ближайшего изменения направления воздушных потоков. Именно по этим трещинам ледяное поле и отрывает, так как монолитность уже нарушена. Иногда угнанные льдины приносит обратно и опять примораживает. Если трещина не смерзлась, в ней плещется вода - ее называют «живой». Даже относительно слабый ветер может отправить рыболовов, ушедших за нее, в свободное плавание. «Материковый» лед у берега стоит до середины-конца весны и разрушается под воздействием тепла, но желающие наловить много рыбы предпочитают рисковать, так как на тонком льду рыба ловится значительно лучше.

По рассказам спасателей, заметная часть снимаемых ими со льда рыболовов состоит из одних и тех же людей. Этот контингент в значительной степени составляют местные жители, так или иначе живущие ловлей рыбы, и завсегдатаи определенных участков водоема. Те и другие постоянно оказываются на одних и тех же местах и, если эти места потенциально опасны, рискуют рано или поздно отправится в плавание. Понятно, что если человек живет у самой воды и зарабатывает на эту жизнь рыбалкой, то мало что может убедить его уезжать отсюда на рыбалку за тридевять земель. Как показывает практика, плохо действует даже перспектива уйти в открытое море и потерять все рыболовные принадлежности, которые в вертолет не грузят, в том числе и из принципа. Каждый рыбак думает, что он умный или удачливый, – «Пронесет!» В крайнем случае, найдут и спасут.

И находят, и спасают... и тонут, и замерзают на льдинах, и теряют здоровье. Страшилок и различных ужастиков ходит превеликое множество. Причем, часть из них, к сожалению, правда.

Один «широко известный в узких кругах» рыболов как-то высказался, что ему как «азартному рыболову», смерть в подобных условиях кажется более естественной, нежели в постели. Но сам он при этом уходил в «отрыв» лишь однажды, проплавав целые сутки со многими десятками коллег, не успевших вовремя перебраться через трещину к берегу. Вертолеты спасли. Этого случая ему вполне хватило для правильных выводов.

Большая часть рыболовов, да и просто людей, внимательно слушающих сообщения об очередных происшествиях, после взгляда на карту может назвать наиболее опасные места Ладоги и Финского залива. Как правило, эти участки водоемов очень посещаемы.

Причины движений ледового покрова – наличие открытой воды (редко когда замерзает вся Ладога), рисунок береговой линии (выпуклый или прямой участок), расположение берега относительно доминирующего у нас направления ветра (юго-запад) и течение. На Ладожском озере безусловными лидерами по количеству происшествий являются южная и западная (на востоке бывает мало народу) части. На Финском заливе: южный берег, особенно в районе ст. Лебяжье, Красная горка и северный берег за Зеленогорском. Более точная локализация посещаемых мест во многом определяется удобством подъезда к водоему.

На всех остальных озерах лед встает в начале зимы. И как только достигает реальной (а не средней!) толщины около 10 см - выход пешеходов на лед становится БЕЗОПАСНЫМ. Это даже отражено в правилах по проведению рыболовных соревнований зимой. Несчастья здесь могут происходить, но причина практически всегда будет крыться в действиях людей: майну кто-то сделал, но не пометил, чрезмерное употребление алкоголя, невнимательность,... В целом же, до самого периода распаления (таяния) льда, по этим водоемам можно спокойно перемещаться как пешком, так и на транспортных средствах. И никакой ураганный ветер, штормовые предупреждения, оттепели и прочее не в силах увеличить опасность выхода на эти водоемы до весны! Поэтому запрещать выход на лед ВСЕХ водоемов – по меньшей мере неразумно. Об этом – ниже.

ДТП страшнее, чем зимняя рыбалка

Сколько людей гибнет и калечится в автомобильных авариях? Но автотранспорт ведь не запрещают, даже в очень сложных погодных условиях! Хотя многие автомобилисты работают за рулем, то есть преследуют свои вполне материальные цели – заработать, сэкономить, успеть,... Зачастую нарушают при этом ПДД. И никто не отказывает им в помощи, даже если они виноваты в ДТП. И всех их (как и рыболовов) постоянно просят соблюдать правила безопасности, кстати, довольно понятные и прозрачные, в отличие от мер, предпринимаемых в отношении любителей половить рыбу. Существуют людские увлечения, значительно уступающие по массовости рыбалке, но с сопоставимой травматизмом и смертностью. Однако к мужественным героям-альпинистам общественное мнение относится с пиететом, а рыболовов считают чем-то средним между сумасшедшими и алкоголиками. Кстати, очень существенная часть этих «психов» едет на лед не только пощекотать себе нервы, но и добыть немножко «покушать». Иногда – сэкономив благодаря такой поездке заметную часть пенсии или пособия, которые «щедро» платит наше заботливое государство. Эта же «блажь» в войну многим помогла не умереть от голода. Я знаю очень многих людей, для которых рыбалка – существенный, а то и основной источник доходов. И делают они это не в безлюдных горах, морях и других труднодоступных местах, а почти рядом, в зоне досягаемости многих служб. И их спасение в случае ЧП обходится значительно дешевле экспедиции в горы.

А что, собственно, делается для предотвращения несчастий и спасения рыболовной братии?

Мероприятие первое. Выход на лед периодически запрещают, но это ничего не меняет. Количество находящихся на льду рыболовов от такой меры практически не изменяется.

Мероприятие второе. На местах выезда машин на лед с некоторых пор появляются посты... ГАИ! Идея очень верная – машины не пускать и штрафовать, а пешком очень далеко от берега пойдут далеко не все.

О результатах работы этих «героев» может догадаться любой автомобилист и не только. Кто скажет, когда появляется большая часть постов? Правильно, вечером. Зачем стоять и мерзнуть целый день, если можно за несколько вечерних часиков уработаться, «штрафуя» возвращающихся со льда. При этом ведут себя гаишники небывало мягко. За проскочившими мимо приказывающего остановиться сотрудника ГАИ машинами не организуется немедленная погоня всеми имеющимися средствами. Как максимум, идущую следом машину остановят и могут попробовать убедить платить «штраф» за проскочивших «знакомых». Ответственность за жизни незадачливых рыболовов чувствуют даже власти близлежащих регионов. Иначе чем объяснить появление машин ГАИ с номерами Псковской, Новгородской областей в подобных «рыбных» местах?

Несколько рассказов рыболовов иллюстрирующих «эффективность» привлечения ГАИ к обеспечению запрета выезда машин на лед:

«В прошлом году 6-7 раз ездил в Лигово и ни разу на гайцов при выезде на лёд не нарывался. Знакомые попали один раз и отделались 50 или 100р.»

«Обычно сбор денег происходит при выезде с канала в Н.Шальдихе, были случаи при переезде через бугор (2 площадка). Ну еще, конечно, «святое место» - Креницы....»

«В позапрошлом году в Леднево на 2-й площадке стоял пост уже с утра. Там были (по-моему, если не запамятовал) гай, рыбинспектор и еще какие-то ухари. Так вот, выписывали штраф 100 руб. и пропускали на лед. В этой ситуации был лично. По слухам, тогда же то же было и в Кабоне, и в Дубно. В общем, на всех выездах стояли. Типа - рейд у них был. Опять же по слухам, такие рейды были несколько раз по выходным».

«Такие умельцы ретировались из Черного после того, как кто-то крикнул, что сейчас снимет этих албанцев на камеру, а их Ниву перевернут на фиг. Испугались, что ли?»

«Ну, что можно рассказать про поборы доблестной автоинспекции на льду Ладоги? Начинаются они тогда, когда администрация Ленобласти устанавливает официальные штрафы за выезд на лед на автомобиле. Но инспекция становится не везде – чаще там, где на лед выезжает максимальное количество народу на личных автомобилях. Больше шансов встретить инспекцию в разгар ледового сезона, когда на лед выезжает больше тысячи автомобилей. Обычно это Креницы (Новая Ладога). Реже - район Кобоны и Леднево. Иногда на Новоладожском канале (при съездах на лед канала с дороги).

Обычно стоят на выезде со льда. Но иногда - и на съезде».

«Вот, например: выехал я на Ниве в Креницах весной 2002 года из тростника. Утром – еду на рыбалку, смотрю - колею перегородила милицейская «шестерка». Я остановился метров за 200. Они тоже стоят – наблюдают из машины. Немая сцена. Совещаюсь с товарищами – ведь по колее мне ехать вообще не нужно. Полный привод и высокие колеса позволяют двигаться по целине даже в этот день по достаточно глубокому снегу.

В конце концов, мне становится как-то неудобно удирать от автоинспекции – и я, специально напрямик по снегу, подъезжаю к «ментам». Оттуда вылезает человек с палочкой. Типа меня тормозить на целине. Я останавливаюсь и сразу же объясняю ситуацию, что машина проезжая, лед знаю хорошо, и есть только «стольник». Мужик в бобровой шапке даже доволен – взял «стольник», записал номер машины, посоветовал быть осторожнее и сказал, что на обратном пути если кто-то будет стоять – то у меня типа «бесплатный» проезд...

В дальнейшем нормально порыбачили...»

Мероприятие третье. За прошедшими описанный заслон рыболовами в случае несчастья, отправляются вертолеты корабли на воздушной подушке и т.п. Эти спасательные мероприятия очень дороги, хлопотны, а в некоторых условиях - и полностью бесполезны. Попытки властей заставить платить за спасение самих рыболовов порой вызывают парадоксальную реакцию. Люди прячутся на льдине от разыскивающих их вертолетов, рассчитывая при этом спастись самостоятельно, потому что нет денег! А бывает, что вертолетчики могут и сами стать невольными виновниками гибели людей. Когда ледяное поле дрейфует относительно долго, оно трескается и состоит из небольших льдин расположенных вплотную. Если над таким «аэродромом» вертолет проходит достаточно низко, то люди оказываются на маленьких участках льда, захлестываемых волнами. Не все умудряются удержаться на скользкой поверхности до повторного захода спасателей. Без ножа или специальных приспособлений это почти невозможно.

Кстати, официальные цифры погибших в результате отрыва льдин почему-то очень существенно расходятся со свидетельствами очевидцев, на чьих глазах люди тонули.

Что же можно сделать для снижения людских и денежных потерь из-за несчастий на льду? Для этого, скорее всего, необходима сеть пунктов наблюдения, на которых будет оперативно собираться и анализироваться информация о состоянии ледового покрова и погоды. Последнее, пожалуй, является ключевым, так как именно изменение направления и силы ветра является причиной дрейфа льда. Такая сеть есть у метеослужбы. Очень желательно, чтобы полученная информация была максимально доступна прямо на берегу водоема или в местах выезда из города, проезда к местам рыбалки и уж точно в самом городе. Последнее, кстати легко осуществимо при наличии желания это сделать.

Неплохо было бы разместить в местах массового выхода на лед щитов с перечнем основных опасностей и правил поведения в критических ситуациях в данном конкретном месте. Этот щит-плакат может содержать план схему прилегающей части водоема с указанием всех существенных особенностей рельефа, потоков воды, береговой линии и других особенностей, важных для безопасности рыбалки в данном месте. Здесь же можно перечислить основные правила безопасности и порядок действий в случае возникновения тех или иных угроз жизни. Обязательно должны быть хорошо заметны всем телефоны служб, способных оказать помощь терпящим бедствие. Зачастую при спасении дороги оказываются минуты, особенно первые. В наше время мобильной связи работа спасателей значительно «облегчается» массовостью сотовых телефонов.

Сделать можно и не такое, но откуда взять деньги? Именно эта проблема, видимо, является причиной того, что борются не с причинами, а со следствиями, причем достаточно «топорными» методами. Думается, что предотвратить большую часть несчастий будет легче и дешевле, чем исправлять авральными мерами. Да и что же теперь - ничего не делать? Большинство рыболовов, между прочим, платят налоги, да и на некоторые финансовые затраты ради своего, возможного в будущем, спасения согласны. Высказывались идеи добровольного страхования, наподобие автомобильного. На эти деньги, хотя бы отчасти, могли бы осуществляться мероприятия по предотвращению несчастий и спасению людей. При этом каждый, имея на руках некий страховой полис, может быть уверен, что деньги на топливо для вертолета есть и спасатели не будут искать исправную технику в самых разнообразных местах, когда счет идет на минуты. Идея лишнего платежа из кармана части населения в «бюджет» наверняка найдет благодарную почву в светлых головах наших руководителей.

Пусть рыболовов многие люди считают дураками, пьяницами и несознательными самоубийцами. Замечу, что небольшая часть рыболовов действительно отвечает подобным определениям, но их доля не больше, чем в других группах и слоях нашего общества. Только глупый, жестокий и очень ограниченный человек может призывать не оказывать помощь гибнущему или страдающему. Но опросите значительную часть рыболовов: «...чего вам не хватает от наших государственных служб и руководителей для значительного снижения риска погибнуть на льду?» Большая часть ответит: «...не хватает полной, географически точной и достоверной информации о погоде и состоянии водоема!» Вот пример мнений, хорошо иллюстрирующих это:

«Может, кто подскажет, что сейчас в Леднёво со льдом происходит?
Прогноз на завтра не очень и плавать на льдине совсем не хочется.»

«Самое главное, ИМХО, точный и своевременный прогноз погоды. И главное - по конкретным местам. А то фраза "выход на лед Ладожского озера опасен" для меня ничего не значит. Озеро большое, условия везде разные. Где опасен-то? В Морозовке или в Леднево? И чем опасен - отрывом или появившимися промоинами. А остальное каждый сам решает для себя.»

«Что должны делать власти? ИМХО. В первую очередь достоверная и своевременная информация о ледовой обстановке на основных водоемах, прогноз погоды с комментариями и анализом возможных неприятностей (например " На ЛО в районе д.Черное трещина в 5 км от берега, при усилении южных направлений до 10-12мс возможен отрыв, на ФЗ в районе Ольгино ....., Курорт-Сестрорецк...... и т.д., о замеченных Вами изменениях ледовой обстановки просим сообщать по тел....., эл.почте....), согласен с вариантами платных стоянок и повсеместном запрете выезда на лед (хотя, конечно, очень приятно доехать до самых лунок на авто).»

А ведь значительная часть этой информации собирается метеорологами и службами, обеспечивающими навигацию. Только для многих людей эти знания недоступны, хотя могут оказаться жизненно важными.

Заявлять «ВЫХОД НА ВОДОЕМЫ ОБЛАСТИ ОПАСЕН или ЗАПРЕЩЕН!» могут только те, кто привык отчитываться перед вышестоящим начальством данными средней температуры по больнице. Этим заявлениям не верят ни те, кто их делает, ни те, кому эти словеса адресованы. Кто поверит постоянному источнику неверной информации? Тем более, когда такие утверждения сбываются крайне редко и в виде исключения. В моей практике поездок на озера Карельского перешейка в течение многих лет и в период таяния льда (весной) ни разу не случалось опасных происшествий, хотя в СМИ постоянно звучали заявления о крайней опасности и запрете посещения водоемов. Те, кто делает подобные заявления, зачастую, даже не утруждают себя попытками уточнить конкретные места или виды подстерегающих опасностей.

Напоследок – советы малоопытным рыболовам соблюдать достаточно простые правила безопасного поведения.
1. По тонкому льду передвигайтесь только пешком и с напарником, но на безопасном расстоянии. При использовании в этой ситуации машины - держите дверцы открытыми, а сами будьте готовы в любой момент выпрыгнуть.
2. Имейте на себе «спасалки» в виде рукоятки со штырем нож и т.п. Они помогут зацепиться за лед в случае проваливания. Не забудьте веревку для оказания помощи ближнему.
3. При передвижении по опасным местам нужно иметь возможность мгновенно сбросить весь багаж. Для этого рюкзак носят на одной лямке.
4. Помните, что, оказавшись в воде, с каждой секундой ваши шансы выбраться самостоятельно снижаются. Это происходит из-за намокания и увеличения веса одежды, а также из-за охлаждения. Поэтому важно не терять первых, самых драгоценных секунд.
5. Выбирайте место предстоящей рыбалки так, чтобы ветер не дул от берега.
6. Никогда не ловите рыбу вблизи действующих фарватеров. Волна от корабля может раскрошить лед так, что удержаться на нем будет очень сложно. Впрочем, можете не прислушиваться к этому совету, если вы классный бегун или «морж». В зимней одежде, обуви, с ящиком на боку и ледобуром.
7. Постоянно обращайте внимание на водоеме на направление и силу ветра.
8. В случае неблагоприятного ветра не стоит уходить далеко от берега, за смерзшиеся и, тем более «живые» трещины.
9. При усилении «попутного» ветра следует возвращаться. Хотя бы до трещины, по которой лед и будет рвать в первую очередь.
10. Сильный ветер в сторону берега нагоняет воду под лед, поэтому его ослабление легко приведет к оттоку воды. Вместе со льдом и, возможно, сидящими на нем рыболовами.
11. При отрыве льда его движение можно определить по постоянному волочению рыболовной снасти по «движущемуся» дну. В этом случае необходимо немедленно и максимально быстро возвращаться к берегу. На трещине очень часто появляются люди с лодкой на веревке, переправляющие всех желающих на материк «за долю малую».
12. Если через трещину перебраться не удалось, следует проанализировать скорость и направление дрейфа относительно берега. Возможно, ледяное поле разворачивает только одной стороной, а другая контактирует с береговым припоем и там можно выбраться.
13. Когда льдину унесло достаточно далеко, следует держаться в центральной ее части и в непосредственной близости от других людей. Это даст возможность оказать помощь друг другу и облегчит поиск спасателям. Помните, что волны потихоньку крошат края, не подходите близко к открытой воде.
14. Держите под рукой нож или «спасалки», особенно при появлении вертолета. Помните, что сильный поток воздуха от винта начнет растаскивать льдины по образовавшимся трещинам и на скользкой мокрой поверхности будет нелегко удержаться.
15. Перед посадкой скажите «прощай» своему ледобуру и другому скарбу, их никто грузить не станет. Поэтому заранее заберите самые ценные вещи из ящика или рюкзака.
16. Скажите «большое спасибо» и «до свидания» тем людям, которые вас спасли, так как вполне возможно – вы с этими людьми еще не раз встретитесь.

Большое спасибо всем рыболовам и сайту fisher.spb.ru, оказавшим помощь при написании данной заметки.

Федор Мухарев,
Специально для Фонтанки.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100