Новости Петербурга

Художник должен быть голодным?

15:28:34, 24 января 2005
Художник должен быть голодным?
Иван Уралов отправлен в отставку

Главный художник Петербурга Иван Уралов покинул Смольный. Отставка Уралова стала поводом для обсуждения проблемы размещения рекламы в историческом центре города. Считалось, что главный питерский художник активно сопротивлялся распространению наружной рекламы в центре Санкт-Петербурга. Во всяком случае, Иван Уралов неоднократно заявлял, что Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) ради прибыли готов полностью испортить исторический вид северной столицы. Однако ни одного рекламного щита ГЦРР не поставил без подписи Уралова. Причина же отставки художника кроется отнюдь не в конфликте с ГЦРР...

Официально Иван Уралов был уволен с должности заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), главного художника Петербурга по собственному желанию перед самым Новым годом — 31 декабря. Господин Уралов проработал в Смольном при трех градоначальниках более десяти лет. Данная должность была введена в городской аппарат первым мэром Петербурга Анатолием Собчаком. До Уралова отставлены были глава КГА Олег Харченко и председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Никита Явейн. Сменили их соответственно Александр Викторов и Вера Дементьева. Пока обязанности главного художника выполняет Сергей Петченко — начальник управления эстетики городской среды.

Главной причиной ухода Ивана Уралова считают его жесткую позицию в отношении размещения наружной рекламы в центре Петербурга. Но, по нашей информации, это не совсем так. Чтобы четко понимать систему появления «наружки» в городе, нужно знать, что размещает ее ГЦРР. Однако директор Городского центра размещения рекламы дает лишь первое разрешение. Второе разрешение выдает главный художник Петербурга. Таким образом, без визы Ивана Уралова на улицах Петербурга не мог появиться ни один рекламный носитель.

В то же время реклама может размещаться и без разрешения ГЦРР. Речь идет о частных владениях или участках, которые арендованы на значительный срок. В этом случае нужна лишь подпись главного художника. Тут ГЦРР не только ничего не согласовывает, но денег с этой рекламы тоже не получает. Соответственно, единственный представитель городской власти, чья подпись требовалась для размещения такой рекламы, — Иван Уралов. А это, между прочим, сотни кафе, тысячи магазинов. В данном случае разрешение Уралова, по слухам, имело определенную стоимость. Само собой разумеется, что появление такой рекламы в городе полностью на совести главного художника.

Кроме того, в Смольном давно говорили, что в городском руководстве недовольны некоторыми коммерческими интересами главного художника. Господин Уралов якобы всегда учитывает свой интерес, вынося то или иное решение. Рассказывают, что с некоторых пор Иван Уралов имеет непосредственное отношение к рекламному агентству «Стоик». Данная фирма, занимающаяся наружной рекламой, получила исключительно выгодную возможность размещать рекламу в Петербурге. Именно она занималась установкой так называемой «городской ориентирующей информации» (табличек с указанием улиц, станций метро и прочего). При этом на табличках разрешалось размещать (ниже основной информации) и коммерческую информацию. Ввиду социальной значимости таких табличек, реклама под ними оплачивалась по исключительно льготным тарифам.

Подобные преференции по отношению к одним компаниям и стойкое негативное отношение к другим и стало, судя по всему, причиной конфликта ГЦРР и Уралова. Конфликта, который разгорелся и перешел в открытую фазу противостояния. В этой «высокохудожественной» войне Валентина Матвиенко заняла сторону главы Городского центра размещения рекламы Александра Кадырова. Уралов вынужден был уйти, причем в никуда. Никакой достойной должности ему предложено не было. Иван Уралов продолжит преподавать на факультете живописи в Академии художеств. Очевидно, его дальнейшая карьера пойдет по образовательной стезе.

Что касается освободившегося кресла главного художника Петербурга, то одно время ходили слухи, что вместе с Ураловым будет ликвидирована и сама должность. Однако Иван Уралов отставлен, но должность сохранена. Говорят, что у Питера будет художник, но с весьма урезанными полномочиями. Соответствующие изменения будут внесены в штатное расписание до конкурса на место главного художника Петербурга, который в городской администрации собираются провести через какое-то время. Кстати, уже известен главный претендент на пока вакантный пост. Им, по нашим данным, является Лариса Домрачева, известная как специалист по ландшафтной архитектуре. В самое ближайшее время она якобы возглавит ландшафтное управление, создаваемое в структурах комитета по градостроительству и архитектуре, после чего с очень высокими шансами на победу поучаствует в конкурсе. Став главным художником города и заместителем председателя комитета по градостроительству и архитектуре, она, видимо, замкнет на себя два управления: эстетики и ландшафтной архитектуры.

* * *

Из досье «МК» в Питере»

Уралов Иван Григорьевич родился в Ленинграде в 1948 году.

С 1962 по 1967 годы учился в средней художественной школе имени Иогансона, после ее окончания поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Закончил мастерскую монументальной живописи под руководством профессора Мыльникова и в течение 1974 — 1978 годов работал в творческой мастерской Академии художеств.

Является автором архитектурно-художественных концепций и монументальных произведений на более чем 20 архитектурных объектах. Участник более 100 выставок в России и за рубежом.

С 1994 года работал заместителем председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации — главным художником Санкт-Петербурга.

Олег РЫЖЕНКО
Газета Московский Комсомолец в Питере №3/4 за 21-01-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100