Новости Петербурга

Театр абсурда

18:38:03, 10 марта 2005
Театр абсурда
Если бы в Петербурге вручали премию за самую многострадальную стройку последних лет, то одним из главных претендентов на ее получение был бы архитектор Доминик Перро

Француз так намучился с проектом возведения второй сцены Мариинского театра, что, похоже, уже сам не рад, что выиграл соответствующий конкурс несколько лет назад. На прошлой неделе «эпопея» с «освоением» 200 миллионов долларов, отпущенных на Мариинку-2, получила новое развитие...

Летом 2003 года в Петербурге состоялся конкурс на право строительства второй сцены для Мариинского театра. Победил в нем французский архитектор Доминик Перро. Через некоторое время с ним был подписан контракт, согласно которому француз должен был не только подготовить детальный проект будущей Мариинки, но и контролировать строительство до самого его завершения.

Но недолго радовался Перро. Он не знал, что победить в конкурсе — это полдела, самое трудное — это довести проект до реализации. Что и подтвердилось, когда Северо-Западная дирекция Минкультуры по реконструкции, реставрации и строительству потребовала проведения еще одного конкурса по Мариинке-2. Только теперь должны были выбирать не проект новой сцены, а подрядные организации, которые станут этот проект претворять в жизнь.

Глава Дирекции Андрей Кружилин объяснил подобный шаг тем, что, во-первых, согласно российскому законодательству при любом госзаказе необходимо проводить конкурс. Во-вторых, Доминик Перро на тот момент не обладал российской лицензией на проведение строительных работ, а следовательно, не мог приступить к возведению новой Мариинки.

Впрочем, все, кто хоть сколько-нибудь разбирался в российских подрядных реалиях, поняли, что обе вышеозначенные претензии к Перро — не более чем формальные придирки. На самом деле француза попытались отстранить от строительства из-за гигантских средств, которые пойдут на возведение новой сцены (речь идет о сумме в 220 миллионов евро). Перро же уготовили роль «свадебного генерала», который в конце работ разрежет ленточку и уедет обратно во Францию.

Подобный вариант развития событий уже имел место в российской практике. В середине 90-х годов известнейший архитектор Рикардо Бофилл разработал проект Смоленского пассажа в Москве. Однако затем испанца «отодвинули» от контроля за ведением строительных работ, что привело к тому, что Бофилл попросту... не узнал в конечном здании свой проект. В результате разгорелся столь крупный международный скандал, что Москва как возможное место работы «пропала» для ведущих мировых архитекторов на долгие годы.

Впрочем, Перро вовсе не думал уходить в тень, а, воспользовавшись своими хорошими отношениями с художественным руководителем Мариинки Валерием Гергиевым и руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким, пошел в контратаку. В частности, в письме Швыдкому французский архитектор заявил, что считает конкурс несовместимым с государственным контрактом, который заключен с ним как с победителем международного конкурса. Более того, госконтракт обязывает Перро предоставить заказчику весь пакет архитектурных услуг, включая создание рабочей документации и авторский надзор, что он и намерен сделать.

Результат противостояния Перро и Кружилина стал известен на прошлой неделе. На пресс-конференции в Петербурге Михаил Швыдкой заявил, что конкурс, проведение которого задумала Дирекция Минкультуры по реконструкции, реставрации и строительству, отменен. И Перро, согласно первоначальному контракту, будет руководить строительством. Кстати, уже сегодня известно, кому он поручит некоторые работы. В частности, создание инженерных систем будет отдано французской фирме, театральной акустики — японской корпорации, а возведение «золотого купола» — немецкой компании.

Однако преждевременно говорить, что в вопросе о том, кто будет строить Мариинку и построят ли ее вообще, поставлена точка. Ходят слухи, что стоимость работ по капитальной реконструкции Большого театра в Москве оказалась существенно выше ожидаемой, и государство теперь не сможет предоставить Перро обещанные 220 миллионов евро. Придется прибегать к помощи спонсоров. А, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Или подрядчиков. Кому как нравится...

Дмитрий Киров
Газета Московский Комсомолец в Питере №10/17 за 09-03-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100