Новости Петербурга

Запятые на страже русского языка

15:30:04, 05 апреля 2005
Запятые на страже русского языка
Всеобщая российская грамотность, которой мы так гордились, в последнее десятилетие снизилась. Редакционный корректор недавно пожаловалась, что теперь ошибки встречаются и в справочниках. Вернее, даже не ошибки, а новые трактовки правил. Оказывается, там, где раньше требовалось ставить запятые, сегодня они нужны не всегда. За комментариями газета "Ваш Тайный советник" обратилась в Академию постдипломного педагогического образования. Заслуженный учитель Российской Федерации, член Совета по русскому языку при правительстве РФ Валентина Николаевна Ивлева работает в академии методистом кабинета русской словесности. Тридцать три года она учила русскому языку детей, сегодня в ее классе за партами учителя.

- Валентина Николаевна, правда ли, что в ближайшее время некоторые правила русского языка будут упразднены?
- Никакие из действующих правил не отменят, но свод правил орфографии и пунктуации русского языка в ближайшее время будет значительно уточнен и расширен. Необходимость в этом возникла давно. Представьте, что свод правил, по которым мы сегодня работаем, составлен еще в 1956 году. Язык - явление живое, меняющееся, за полвека в нем появилось много нового, что нужно закрепить законодательно. Над составлением новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации» несколько лет работает большая группа ученых Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН.

Все предлагаемые новшества обсуждаются на комиссиях и уже затем вносятся в новый свод. Рассматривает работу комиссии Совет по русскому языку при правительстве РФ. Еще раз подчеркну, что ни одно школьное правило исключено не будет.

- Какие новые правила появятся в своде?
- Будет расширена вариативность употребления знаков препинания. Например, в предложении «В здании аэропорта тесно люди атакуют билетные кассы» по существующим правилам мы должны поставить двоеточие. Новые правила разрешают в бессоюзных предложениях наряду с двоеточием использовать и тире. «В здании аэропорта тесно - люди атакуют билетные кассы». В зависимости от того, какой знак поставлен, меняется смысловая нагрузка. В новых правилах будет сказано, что такая вариативность допустима. Надо сказать, что наступление тире, которое сегодня хочет заменить на запятую, и двоеточие - это одна из тенденций развития русского языка, отражение динамичности современной речи и стилистического многообразия. Причем особенно это проявляется в текстах СМИ.

Вводятся правила пунктуационного оформления новых синтаксических конструкций, употребление которых активизировалось в последнее время. «Закон о печати. Каким ему быть?» «Закон о печати: каким ему быть?»

В орфографии тоже появятся новшества. Будут определены правила слитного написания новых элементов сложных слов - видео, ретро, мини, макси, аудио. Появится правило, регламентирующее создание новых прилагательных, состоящих из сочетания имени и фамилии одного человека. Например, жюль-верновский или вальтер-скоттовский роман. Новое правило будет гласить, что прилагательное, образованное от имени и фамилии, надо писать через дефис. Будут уточнены правила написания прописной и строчной букв в названиях, связанных с религиозной тематикой.

- Что будет с «парашютом», «жюри» и «брошюрой»?
- Как и раньше, они будут писаться с «ю». Наверное, каждый со школы помнит слова, в которых чередуются гласные корня: сжигать - сжег, собирать - соберет и так далее. В нынешних школьных учебниках приведено около двадцати таких примеров, но слов с чередованиями гораздо больше. Так вот в новый свод будут внесены все слова с чередованиями корней, а также все возможные дефисные и слитные написания. Новый свод правил поможет не только учителю или корректору в издательстве. Любой человек сможет написать грамотный текст, сверив свои знания с дополненными «Правилами».

- Единый экзамен - благо или наказание?
- Думаю, что благо. Во-первых, не надо сдавать экзамен дважды - в школе и при поступлении в вуз, это сложно любому ученику. Кроме того, я абсолютно уверена, что с помощью ЕГЭ можно оценивать знания более достоверно и объективно, потому что задания охватывают все разделы науки о языке.

Сейчас в связи с тем, что вопросы культуры речи выходят на очень важный уровень и в обучении языку, и в оценивании личности, треть заданий ЕГЭ касается вопросов культуры речи.

Мне кажется, главный итог школьного курса русского языка именно в этом. Ведь мы учим русский язык не столько ради запятых и орфографии, сколько ради умения в жизни пользоваться всеми богатствами языка - ясно и грамотно выражать свои мысли, уметь и в устной, и в письменной речи убеждать собеседника, быть точным и выразительным. Третья часть ЕГЭ - часть С - показывает, насколько ученик может выполнить эту задачу. Прочитав незнакомый текст, он должен понять позицию автора, рассказать, какие языковые средства помогли автору быть убедительным, аргументировать свою точку зрения, то есть показать свою коммуникативную компетентность.

- Что значит совершенный текст, как делить текст на абзацы, как сокращать текст, как составить план, написать тезисы, реферат, аннотацию, сочинения разных стилей и жанров - путевой очерк, репортаж, эссе... Это главы из учебника для старших классов. Нужно ли все это молодому человеку, который не собирается стать филологом или журналистом?
- Есть такое определение - конкурентоспособная личность. Может быть, оно не слишком благозвучное, но зато точно отражает суть явления. Наша среда сегодня очень изменилась. Даже языковая среда. Посмотрите, на нас каждый день обрушивается море информации, и нужно уметь разбираться в ней, понимать, что важно, а что второстепенно. Чтобы чувствовать себя свободно в современном обществе, человек должен уметь свободно общаться. Речь - это залог успеха в любой сфере деятельности. Именно этому и учат современные учебники и учителя.

- Можно ли говорить, что в Петербурге по-прежнему высокий уровень культуры речи?
- Думаю, что он по-прежнему выше, чем в других регионах страны. Причем это верно и для старшего, и для среднего поколения, и для молодежи. Умение говорить грамотным языком становится престижным. Другой вопрос, что, находясь в некоторых ситуациях, люди пользуются сниженными нормами языка. В некоторых кругах, особенно молодежных, принято говорить на сленге и даже гордиться этим. Речь человека меняется в зависимости от того, с кем человек общается, с какой целью. Это вполне объяснимое явление. Главное - та база, которая заложена в школьные годы.

- Сейчас счастливое детство часто ассоциируется с навороченным компьютером и большим количеством игрушек, опять же компьютерных. Компьютер способствует развитию языка?
- Во всяком случае, не тормозит его, скорее дает какие-то новые возможности. Английские слова, которые есть в компьютерной терминологии, не способны повлиять на русскую речь настолько негативно, чтобы об этом стоило говорить. Проблема в другом: из многих возможностей для развития интеллекта и речи, которые предоставляет компьютер, подросток часто выбирает только развлекательные. Вот что плохо. Кроме того, нынешние школьники и их родители читают мало хороших книг.

Но стоит отметить и позитивные тенденции. Во-первых, много хороших передач о языке на радио. Во-вторых, огромное количество великолепных справочников и словарей. Это день и ночь по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад, когда невозможно было купить словарь Ушакова или Даля. Сейчас это богатство стало доступно. И что самое ценное: вся эта литература востребована. Это очень яркое свидетельство того, что люди живо интересуются языком. Культура речи входит в число ценностных ориентаций.

- Как обстоят дела с теми детьми, у которых больше способностей к точным наукам, чем к языку?
- Есть деление детей на так называемых правополушарных и левополушарных. У одних больше способностей к точным наукам, у других - к гуманитарным. Но вот что интересно: лучшие сочинения часто пишут математики. Если человек владеет логикой, если у него математический склад ума, он хорош и в письменной речи, и в творческих работах. При этом их работы будут выстроены более логично, компактно, четко, более точны по употреблению слова, но, может быть, не такие эмоциональные. Кстати, у нас много медалистов из физико-математических школ, которые блестяще писали сочинения.

Что касается таланта к языку, его, как и любой талант, надо развивать. Кстати, новая система обучения как раз и способствует развитию и таланта, и речевой культуры. Раньше человек интуитивно доходил до того, как сделать речь выразительной. Сейчас мы стараемся учить этому в школах.

- Валентина Николаевна, если говорить о глобальных изменениях в русском языке за последние десятилетия, что бы вы отметили особо?
- Язык меняется сообразно времени. Жизнь стала динамичнее, и язык, соответственно, тоже. Больше всего это изменения бросаются в глаза в публицистике - она стала ярче и выразительнее. Я очень люблю публицистику и считаю, что детей надо учить русскому языку именно на примерах этого стиля. Он предполагает логику, точность, достоверность, выразительность, эмоциональность. Цель публицистики - убедить в правоте своей позиции, показать правомерность своего подхода. Все это нужно в жизни любому человеку. Мне нравится, что авторы используют в современной публицистике языковые приемы, которые позволяют сделать ее ярче и убедительнее. Это и синтаксический параллелизм, и парцелляция, и повторы союзов и ключевых слов - всех средств выразительности, которыми так богата русская литература и публицистика. Все это говорит о том, что язык живет и мы еще увидим в нем много интересных изменений.

Ольга Рогозина
Полный текст интервью можно прочитать в газете "Ваш Тайный советник", новый номер которой вышел в понедельник, 4 апреля.

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100