Новости Петербурга

Невская ломка

13:24:05, 07 апреля 2005
Невская ломка
«Минск» и «Одесса» спасают Питер от ледовых пробок.
— Мам, смотри — ледокол, — малыш открыв рот свесился с моста. По Неве бодро шлепает парочка небольших крепышей-теплоходов. Пыхтят, тужатся, разрывая ледяную корку Невы. Старички «Минск» и «Одесса», состоящие на невской службе с начала семидесятых, всегда ходят вдвоем: если один попадет в плен, другой придет на помощь. «МК» в Питере» решил попробовать «хлеб полярников» и отправился в ледовое путешествие.

Почему-то вспомнилось, как Шерон Стоун в «Основном инстинкте» лихо орудовала ножом для колки льда. Ее отчаянной героине, не любившей правильные готовые кубики, понравились бы острые края рваных льдин, остающихся позади теплохода. Вашему корреспонденту впервые дали подержаться за штурвал, так что зигзагообразной линии «разреза» не удивляйтесь.

На самом деле, то, чем занимаются «Минск» и «Одесса», ледокольными работами назвать нельзя. Поскольку в соответствии с речным регистром проводить таковые могут только ледоколы, а наши кораблики всего лишь речные буксиры с усиленным корпусом. У них яйцеобразное днище и ледовый пояс. Тем не менее, справляются.

Зимой мосты не разводят, и суда по Неве не ходят. Но колоть лед все равно есть резон. Как рассказал нам заместитель директора «Ленводхоза» Вячеслав Шведов, во-первых, чтобы смельчаки не сокращали путь по опасной дороге. Лед растет очень неравномерно, и даже если кажется, что он выдержит слона, в каком-то месте он запросто может провалиться под весом человека. Однако любителям экстрима предупреждения нипочем: часто речникам приходится сигнальными ракетами гонять «зрителей», подбирающихся к только что проторенному каналу, чтобы посмотреть на колотый лед. Спасать таких гореходов речникам не приходилось. Зато однажды у Троицкого моста со льдины сняли... белую крысу. Она долго жила на теплоходе, пока один из членов команды не забрал ее домой, детям.

Во-вторых, чтобы Питер не подтопило в результате зажора или затора. Зажор случается осенью. Это когда шуга нарастает слоями и создает узость течения, в результате чего поднимается уровень воды. А затор — это весенняя беда, «пробка» из плывущих по реке льдин. Капризный питерский климат, тепловое загрязнение Невы (средняя температура ливневых стоков около 12 градусов), особенности течения (Нева короткая, но быстрая и полноводная река) усугубляют ситуацию. За всю питерскую историю наблюдалось больше восьмидесяти случаев подъема уровня Невы из-за скопления масс рыхлого льда, случавшегося в основном на участке от Большеохтинского моста до поселка Понтонный. Коли вода поднимется на три метра, «поплывут» и дома, и производственные хранилища, и всевозможный мусор. В общем, перспектива не из приятных. Поэтому экологический комитет и заказывает работы по вскрытию ледового покрытия. Иногда речники замечают подозрительные пятна на воде и сообщают в клуб «Пиларн», занимающийся предупреждением и ликвидацией последствий нефтяных разливов. И тогда «ледоколы» выходят в плавание в расширенном составе, вместе с судами «Пиларна», оснащенными специальной техникой.

Команда теплоходов работает вахтами, дежурят по двое — капитан и рулевой-моторист. Речники смеются, что теплоходы захватило «татарское иго». На «Одессе» сменный капитан Рашид Рахматуллин, на «Минске» командует его младший брат Шамиль. Почти у всех «невских волков» огромный стаж: Рашид крутит штурвал 33 года, его сменщик Николай Гаврилов более сорока. Моторист Аркадий Данилов более тридцати лет оттрубил на рыболовецких судах, а на «Одессе» коротает пенсионный «век». Чего только не насмотрелся. Доводилось и на дрейфующей льдине ночевать. По сравнению с коварным Финским заливом, на Неве довольно спокойная жизнь. Хотя и тут случаются ЧП. «Одесса» пыталась утонуть дважды — один раз днище пропороло топляком, другой ее мощными тисками со всех сторон зажали льдины.

Речная зарплата средняя, бюджетная. Удачная смена — ледовая. На колку льда обычно уходит около пяти часов. Остальное время «Минск» и «Одесса» стоят на приколе у Медного всадника. Когда же весеннее солнышко само начинает плавить лед, суда отправляются на заслуженный отдых, то есть в ремонт. Ведь летом у них начнется другая служба: придется чистить питерские реки и каналы. Питеру без них никак нельзя!

Фото Валерия Мишакова

Марина Полубарьева
Газета Московский Комсомолец в Питере №14/25 за 06-04-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100