Новости Петербурга

"Ведомости": Верфи поделили войну и мир. Балтзавод и "Северная верфь" договорились не конкурировать.

11:36:52, 11 апреля 2005
Крупнейшие частные верфи России - Балтийский завод и "Северная верфь" окончательно договорились о разделе сфер влияния, пишет газета "Ведомости". Балтийский завод займется строительством гражданских судов, а "Северная верфь" - военных. Эксперты отмечают, что только так можно избежать ненужной конкуренции между российскими заводами на рынке, оборот которого в этом году может составить 2,75 млрд долл. Еще недавно обе верфи активно боролись друг с другом за выгодные заказы. В 2002-2003гг. в спор двух заводов о том, кому достанется выполнение заказа на 1,4 млрд долл. на постройку двух эсминцев китайского флота, пришлось вмешаться премьеру и питерской прокуратуре, а Минобороны, куда китайцы пожаловались на несговорчивых подрядчиков, оказалось в неловком положении. В итоге контракт достался "Северной верфи". Ее же Военно-морской флот России предпочел Балтзаводу при выборе производителя головного корвета проекта 20380. Но теперь бывшие конкуренты решили, что мировое соглашение выгоднее для их бизнеса. Как рассказал "Ведомостям" председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев, в пятницу его компания подписала с группой "ИСТ" соглашение о разделе сфер деятельности. По его словам, Балтийский завод, который загружен гражданскими заказами до 2008г., отказывается от строительства военных кораблей. "Наличие двух заводов для выполнения военных заказов нецелесообразно", - говорит Гнусарев. По его словам, подписано "жесткое обязывающее юридическое соглашение". А источник, близкий к ОПК, рассказал "Ведомостям", что по условиям соглашения на нарушителя договора будет налагаться штраф. "Северная верфь" сосредоточится на производстве военных кораблей, в том числе и на экспорт. Сейчас новых экспортных контрактов нет, но в скором времени "Рособоронэкспорт" может начать переговоры о постройке для Индии еще трех фрегатов проекта 1135.6. При этом бывшие конкуренты намерены продолжать сотрудничество. В пресс-службе Балтийского завода отказались комментировать сделку с "Северной верфью", но источник, близкий к группе "ИСТ", подтвердил подписание соглашения. По словам эксперта Центра по изучению проблем вооружения Марата Кенжетаева, ранее индийские и китайские заказчики российских кораблей, ссылаясь на противоречия между российскими кораблестроителями, имели возможность торговаться. Поэтому на военно-техническом сотрудничестве соглашение Балтийского завода и "Северной верфи" скажется положительно, считает Кенжетаев. А военно-морской эксперт Михаил Барабанов говорит, что отделение военного кораблестроения от гражданского характерно в последнее время и для Европы, и для США и объясняется значительным сокращением военных заказов. "Сейчас считается, что только так можно построить эффективный кораблестроительный бизнес", - говорит Барабанов. По мнению участников рынка, подобное соглашение положительно скажется на отрасли в целом. Сергей Суров, заместитель председателя правления Межрегионального инвестиционного банка, который контролирует калининградский судостроительный завод "Янтарь", полагает, что соглашение "снизит излишнюю конкуренцию на рынке". По словам источника, близкого к "ИСТ", соглашение не требует согласования с антимонопольными органами, поскольку укладывается в концепцию развития судостроения, которую разработало федеральное агентство по промышленности. Но руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина говорит, что антимонопольное ведомство изучит это соглашение. Прогнозировать вердикт она не стала. "Это очень похоже на раздел рынка. Но это соглашение может и не привести к ограничению конкуренции на рынке, - рассуждает Кашунина. - Но даже если и приведет, то теоретически предприятия могут доказать, что положительный эффект от сделки превысит негативный. В этом случае ФАС не будет налагать никаких санкций". Бюджетом этого года финансирование закупок кораблей для ВМФ России предусмотрено в размере около 7 млрд руб. Кроме того, экспорт военно-морской техники в этом году, по оценке "Рособоронэкспорта", составит до 2,5 млрд долл. Из них порядка 700 млн долл. может прийтись на строящийся "Северной верфью" эсминец. Напомним, что Балтзавод и "Северная верфь" специализируются на военном и гражданском судостроении. 51% акций "Северной верфи" принадлежит Объединенной промышленной корпорации (ОПК), а она сама - акционерам Межпромбанка. Еще 25% завода - у государства, а 18% - у холдинга "ИСТ". "ИСТ" владеет также 80% Балтийского завода, "золотая акция" которого принадлежит государству. Выручка Балтзавода в 2003 г. - 3,4 млрд руб., убыток - 458 млн руб. "Северная верфь" показатели за 2003 и 2004гг. не раскрывала.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100