Новости Петербурга

"Коммерсант": Финские суда застряли в Сайменском канале. Сорвалось начало навигации между Россией и Финляндией.

12:40:20, 12 апреля 2005
Финны никак не рассчитывали на срыв нынешней навигации, Сайменский канал - едва ли не единственный для них путь в направлении Балтийского моря. В прошлую навигацию они даже провели на канале за свой счет дноуглубительные работы. Вокруг Сайменского судоходного канала, соединяющего Финляндию и Ленинградскую область, разворачивается скандал. Начало летней навигации с 6 апреля оказалось сорвано из-за того, что к ней оказались не готовы российские пограничники. Вчера финские власти направили в Министерство транспорта России официальную ноту с требованием открыть канал в кратчайшие сроки. В Минтрансе предпочли не комментировать этот конфликт. Навигация-2005 должна была начаться 6 апреля. Однако, как рассказал заместитель руководителя ФГУ "Сайменский канал" Олег Василевский, открытие сезона оказалось сорвано из-за того, что российские пограничники отказались осматривать и оформлять суда, сославшись на то, что им не созданы необходимые для работы условия. В итоге первое же пришедшее к российским границам финское судно, которое направлялось за углем в Высоцк, было вынуждено отправиться обратно в Финляндию. Как удалось выяснить, причиной неадекватного поведения пограничников стал конфликт между Северо-Западным региональным пограничным управлением ФСБ (РПУ) и ФГУ "Сайменский канал". Так, по словам господина Василевского, до 2005г. пункт пропуска судов располагался на погранпереходе Брусничный, а в нынешнем году пограничники перенесли его в Пяли, ближе к российско-финляндской границе, но обустроить не успели. В погранслужбе, однако, считают, что обустроить КПП должно было ФГУ "Сайменский канал". В пресс-службе РПУ заявили, что ФГУ было заранее предупреждено о переезде, однако объект все равно не был готов. В настоящий момент пункт пропуска представляет собой здание, не пригодное для работы. В итоге навигацию на канале было решено не начинать. Тем временем ситуация вокруг Сайменского канала начинает приобретать черты международного конфликта. Так, по сообщению финского информационного агентства STT, власти Финляндии уже обратились в Министерство транспорта России с просьбой повлиять на развитие событий. "Для Финляндии канал имеет ключевое значение. В прошлом году финны даже профинансировали на нем дноуглубительные работы, значительно повысив его проходимость", - отмечает заместитель начальника Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны Российской Федерации Александр Добротворский. Директор отдела по международным делам Министерства транспорта Финляндии Силья Руокола заявила, что Сайменский канал - едва ли не единственный путь для ее страны в направлении Балтийского моря, а "если речь идет о насыпных или очень объемных грузах, то ему и вовсе нет альтернативы". Она добавила, что с 6 апреля был отменен проход пока всего лишь двух судов. "Однако если открытие навигации и дальше будет откладываться, то у нас возникнут большие проблемы. Кроме всего прочего, убытки понесет и промышленность Финляндии, которая останется без сырья", - пояснила госпожа Руокола. По ее словам, вчера должны были начаться переговоры между статс-секретарем Министерства транспорта Финляндии Юхани Корпела и заместителем министра транспорта России Сергеем Аристовым. Однако, как сообщили в Минтрансе, переговоры пришлось перенести: господин Аристов был занят в правительстве РФ. По словам госпожи Руокола, финская сторона рассчитывает, что сегодня переговоры состоятся. Но понятно, что даже в этом случае начало навигации по Сайменскому каналу откладывается на несколько недель - в силу технических проблем, связанных с обустройством пункта пропуска. Для Минтранса, в ведении которого находится ФГУ "Сайменский канал", это чревато экономическими санкциями со стороны Финляндии, размер которых финнам еще предстоит подсчитать. Сайменский канал, построенный в середине XIX века, связывает систему озер Финляндии Сайма в районе города Лааперанта с российской акваторией Финского залива, где расположен, в частности, порт Выборг. Общая длина Сайменского канала составляет 43 км, он пригоден для судов с максимальной грузоподъемностью 2,5 тыс. т. В 1963г. российская часть объекта была передана в аренду финнам сроком на 50 лет. За время навигации 2004г. через Сайменский канал между Россией и Финляндией было перевезено 2,4 млн т грузов - в основном лес, пиломатериалы, бумага, картон и уголь. Кроме того, в прошлом году по каналу путешествовало 12 тыс. туристов.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100