Новости Петербурга

Мужчины на грани пола

15:46:42, 14 апреля 2005
Мужчины на грани пола
О том, что современные мужчины все реже напоминают самцов, воинов и вообще сильный пол, красноречивее всего говорит статистика. В прошлом году рост российского рынка косметических средств для мужчин составил 15 процентов, а к 2008 году он, скорее всего, вырастет почти вдвое. Производители утверждают, что в основе этой тенденции лежит желание мужчин выглядеть лучше, чтобы успешнее конкурировать с женщинами за рабочие места

Парфюмерный Джо

Эта тенденция идет по всему миру. Например, в 2004 году в Великобритании продажи гелей для душа увеличились в целом всего на 4 процента, тогда как сегмент мужских линеек — на 18 процентов. При этом локомотивом роста выступают дезодоранты, однако производители косметики и парфюмерии уже приступили к выпуску кремов для век и декоративной косметики для мужчин. При этом европейские новинки поступают на прилавки в России максимум в течение месяца. У нас выше темпы роста рынка, несмотря на то, что по ценам Питер на 20 процентов превосходит Гамбург.

Это видно невооруженным взглядом. В большинстве парфюмерных магазинов появились отделы для мужчин. Каждый четвертый петербуржец пользуется барсеткой или какой-нибудь сумочкой, чтобы все это носить. Ни один мужской журнал не обходит тему косметических средств, а в некоторых изданиях под нее отводится свыше 100 (!) страниц каждого номера.

— Мужчины составляют 30 — 40 процентов наших клиентов, — говорит Ирина Гричук, глава одного из салонов красоты. — Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что на мелирование волос джентльмены будут записываться за несколько дней. Я вначале поверить не могла: явно небедные и достаточно симпатичные парни готовы целый час сидеть с дырявым мешком на голове, когда из дырочек, как антенны, торчат прядки в перекиси водорода.

Те же 30 — 40 процентов составляют мужчины в спортивных группах по занятиям фитнесом, хотя года три назад соотношение было один к двенадцати. Сегодня среди бизнесменов модно раз в неделю посещать салон красоты, делать, например, педикюр. Желая выглядеть моложе, некоторые мужчины даже соглашаются на пластические операции. При этом им бывает меньше тридцати лет.

Новые нарциссы

Слово «метросексуал» было признано самым модным в мире в 2003 году, но в России оно знакомо лишь 15 процентам граждан. Классический метросексуал, по мнению автора термина, американского журналиста Марка Симпсона, — «молодой человек с приличным доходом, живущий в столице (метрополии) или рядом — поскольку именно там расположены все лучшие магазины, клубы, спортивные центры и парикмахерские. Он может быть геем, гетеросексуалом или бисексуалом, но это совершенно неважно, так как его единственная сексуальная ориентация — любовь к самому себе и поиск наслаждений для себя». По другому определению, метросексуал — это мужчина-натурал, который не подавляет в себе женственное начало.

Как бы там ни было, но Симпсон всего лишь дал определение явлению, которое существовало всегда. Достаточно вспомнить Онегина, этого франта, который «легко мазурку танцевал», был «острижен по последней моде» и «как денди лондонский одет». Или мушкетеров во всех этих рюшечках и кружевах. Или красавчиков из XVIII века в чулках и напудренных париках. Лаврентий Палыч Берия в хорошем костюме, пенсне, с английским галстуком и французским одеколоном — метросексуал сталинского времени. Мастроянни с тщательно подстриженными усиками, хвастающийся туфлями индивидуального пошива — тоже, как и профессионально рассуждающий о здоровом питании Андрей Кончаловский.

Любопытно, что первая статья Симпсона о метросексуалах появилась в 1994 году, а модным термин стал лишь после 2002 года, когда производители парфюма наконец сообразили, какие деньги может принести его раскрутка.

Изготовители нуждаются в новых покупателях, и их задача — привести в магазины мужчин. В их сети давно попали женщины, для которых их кавалеры в основном и зарабатывали деньги. А сами в магазинах терялись, скучали, просились наружу «подышать свежим воздухом». В лице метросексуала пропагандируется идеальный потребитель современности. Он любит себя, боится старения, болезней, потери наружного лоска. Поэтому им легко манипулировать. У него нет ни коллективизма, ни настоящих амбиций. Ему мало интересно, что происходит в мире. Ему все равно, в какой метрополии жить. У метросексуала нет собственного стиля, он следует моде. Хотя у него есть вкус, и он умеет хорошо видоизменять тенденции, оставаясь в их русле. Его новизна как типа мужчины — не качественная, а количественная: таких мужчин стало больше.

Неопознанные мужские объекты

На Западе в раскручивание образа метросексуала были вложены огромные деньги. Иконами стиля стали актер Эдриен Броуди и футболист Дэвид Бэкхем. В США выходит телепрограмма «Натурал глазами гея», которую ведет группа опытных стилистов нетрадиционной ориентации, предлагающих советы по формированию имиджа гетеросексуалам, чтобы те выглядели «настоящими мужчинами». По России реклама прокатилась гораздо скромнее: в нескольких ток-шоу пообсуждали новшество и пришли к выводу, что главный метросексуал у нас — уроженец Вологды Леонид Парфенов.

Хотя метросексуалы появились в российских мегаполисах пару лет назад, там уже лет десять существуют яппи — молодые профессионалы, для которых забота о своем имидже значила гораздо больше, чем для их американских коллег. Идеология российских яппи сформировалась на ненависти к пьянству, лени, некомпетентности, неопрятности, которые они видели с детства. Разницу между метросексуалом и яппи можно вывести только из жизненных установок. Яппи хочет статуса. Карьера в солидной корпорации, дорогие машины, одежда, красивая любовница — внешние признаки принадлежности к новой деловой аристократии. Для метросексуала статус не играет принципиальной роли. Он не будет стремиться к богатству ради богатства. Он больше сибарит, чем трудоголик. Он нарцисс, и его больше интересует собственно удовлетворение собой и жизнью, чем вздохи окружающих. Яппи — мужественные нарциссы, а метросексуалы — женственные.

Хотя насколько метросексуалы пользуются успехом у женщин, судить пока рано. Большинство барышень, похоже, не определились, как относиться к существу, которое еще вчера брилось с мылом, а сегодня рассуждает о молочке для тела. Несомненно одно: метросексуал, который обожает готовить и разбирается в основах здорового питания, — настоящая находка для современных бизнес-леди, слишком занятых, чтобы стоять у плиты.

Денис Терентьев
Газета Московский Комсомолец в Питере №15/27 за 13-04-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100