Новости Петербурга

"Коммерсант": Китайско-финская граница пройдет под Петербургом.

12:46:47, 18 апреля 2005
Гонконгская компания Hutchinson Port Holding (КНР) в ближайшие дни готовится подписать инвестиционный договор с санкт-петербургским ЗАО "Янтарь", которому принадлежат права на строительство торгового порта в Ломоносове, пишет газета "Коммерсант". По сведениям "Ъ", в обмен на инвестиции китайская сторона собирается получить контрольный пакет акций "Янтаря". Новый порт сможет серьезно потеснить на рынке перевалки контейнеров другие стивидорные компании и привести к его глобальному переделу. Hutchinson Port - подразделение многопрофильного холдинга Hutchinson Wampoa (Гонконг (КНР) - Англия), является одним из крупнейших в мире контейнерных операторов. Владеет рядом портов в Юго-Восточной Азии и десятками контейнерных терминалов по всему миру, от Роттердама до Панамы (например, порты Бальбоа и Кристобаль). Ежегодный оборот перевалки контейнеров - 40 млн TEU(международный аналог 20-футового контейнера) в год. Строительство торгового порта в Ломоносове (35 км от Петербурга) предусмотрено генеральной схемой развития санкт-петербургского транспортного узла, разработанной Минтрансом в 1998г. во исполнение указа президента и распоряжения правительства Российской Федерации от 21.03.98. В 2001г. специально для реализации этого проекта было учреждено ЗАО "Янтарь" (учредители компании - частные лица), которое подготовило и добилось утверждения в Минтрансе ТЭО будущего порта. Консультантом проекта выступала немецкая компания Rogge Marine Consulting, проектировщиком - ОАО "ЛенморНИИпроект". В сентябре 2003г. инвестиционно-тендерная комиссия Петербурга передала "Янтарю" под строительство порта участок в 34 га на набережной Сидоровского канала в Ломоносове. В настоящее время, по словам директора "Янтаря" Юрия Ткача, строительство еще не началось, компания лишь провела геологические изыскания и необходимые согласования и только на этой неделе намерена приступить к подготовке строительной площадки. По расчету проектировщиков, необходимый объем инвестиций в строительство порта составляет 211-300 млн долл. Согласно проекту, порт сможет обрабатывать в год до 1 млн TEU. Первую очередь порта (сможет обрабатывать 60 тыс. TEU) планируется сдать спустя год-полтора после начала строительства, вторую (300 тыс. TEU) и третью (600 тыс. TEU) - через три-четыре года. Несмотря на то, что строительство изначально предполагалось вести за счет инвесторов, пока ни одного инвестиционного договора "Янтарь" не заключил и вел работы за счет собственных средств. Теперь "Ъ" стало известно, что на роль инвестора проекта претендует крупнейшая гонконгская компания Hutchinson Port. Эту информацию подтвердили в "Янтаре". По словам Юрия Ткача, переговоры с китайскими партнерами действительно проходили по инициативе и под патронажем руководства городской администрации Петербурга. Любопытно, что представители Смольного входили и в состав рабочей группы по строительству порта в Ломоносове, которая рекомендовала Росморпорту передать "Янтарю" права застройщика порта, а среди членов совета директоров "Янтаря" - бывший непосредственный начальник губернатора Валентины Матвиенко, экс-председатель горисполкома Ленинграда Владимир Ходырев. "В феврале топ-менеджеры Hatchinson из роттердамского офиса приезжали в Петербург, встречались с Валентиной Матвиенко, и им дали зеленый свет", - сообщил "Ъ" Юрий Ткач. Поэтому уже в июле прошлого года Hutchinson подписал с "Янтарем" протокол о намерениях, по которому российское ЗАО обязалось прекратить переговоры с другими потенциальными инвесторами, хотя, по словам Юрия Ткача, "предложений было много, например от финнов". Летом прошлого года в "Янтаре" начали работать представители будущего инвестора, которые проверяли деятельность компании. Помимо этого, компания "Прайсватерхауз" провела финансовый аудит "Янтаря", и теперь все готово к сделке. По данным "Ъ", подписание инвестиционного договора запланировано на конец апреля. По словам Юрия Ткача, в обмен на свои инвестиции китайцы претендуют на контрольный пакет акций будущего порта. Отметим, что если Hutchinson удастся реализовать свой проект, на петербургском рынке контейнерных перевозок могут произойти существенные изменения. Дело в том, что о планах по масштабному наращиванию своих мощностей уже заявили четыре крупнейших игрока: ОАО "Балтийский контейнерный терминал" в порту Усть-Луга собирается к 2007г. обрабатывать 500 тыс. TEU в год; до такого же объема планирует увеличить мощность своего терминала в Кронштадте ООО "Мобидик"; ЗАО "Первый контейнерный терминал" рассчитывает расшириться до 1 млн TEU в год; ОАО "Петролеспорт" также объявило о начале строительства терминала на 500 тыс. TEU. Таким образом, если все инвесторы реализуют свои планы (чего может и не произойти), к 2010г. с учетом проекта Hutchinson стивидоры Невской губы смогут переваливать почти 3,5 млн TEU, тогда как, по самым оптимистичным прогнозам аналитиков, к этому сроку через Северо-Запад России будут проходить всего 2 млн TEU в год. Это означает, что контейнеров на всех операторов не хватит и между ними развернется конкурентная борьба. Сейчас же годовой объем рынка перевалки контейнеров составляет около 1 млрд долл. - в прошлом году через порты региона прошло всего 774 тыс. TEU.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100