Новости Петербурга

 Состоялось совместное заседание правительств города и области

18:12:06, 19 апреля 2005

В Смольном состоялось совместное заседание правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На заседании было подписано «Соглашение между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях». Соглашение подписали губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко и губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков.
Соглашение предусматривает укрепление сотрудничества во всех жизненно важных сферах: в экономике и торговле, в агропромышленном комплексе, в здравоохранении, образовании, в природоохранной деятельности, в сфере социальной защиты населения. Оно должно стать основой и катализатором совместных проектов в области науки и высоких технологий, малого предпринимательства, законотворчества, культуры и спорта.
Выступая на подписании соглашения, В. И. Матвиенко сказала: « У нас, самых близких соседей, всегда было много общего. В отношениях между городом и областью переплелись судьбы сотен тысяч людей. Мы не можем делить их на своих и чужих, на наших и не наших. Мы - самые близкие соседи, а значит должны жить вместе. Вместе решать все свои проблемы, чтобы жить лучше».
Первым реальным шагом выполнения принятого Соглашения стало рассмотрение на совместном заседании двух правительств вопроса «О взаимодействии в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Сейчас в городе утилизируется только 30% промышленных и бытовых отходов. Остальное вывозится на два действующих в области полигона, которые уже почти исчерпали свои возможности. Серьезной проблемой становятся несанкционированные свалки, которые стихийно возникают возле садоводств. Известно, что более миллиона горожан в летний период становятся жителями области. Решение всех этих проблем может быть найдено только совместными усилиями правительств города и области. На заседании утвержден общий Координационный совет и принят план первоочередных мероприятий.
В.И. Матвиенко отметила, что только такой совместный подход к решению общих проблем может быть по настоящему эффективным. В целом она очень высоко оценила первый опыт совместной работы с правительством области. По предложению В.П. Сердюкова следующее заседание двух правительств намечено провести в одном из сельскохозяйственных районов Ленинградской области.

 «Соглашение между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях»

См. фотоархив

***
К проекту решения совместного заседания Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по вопросу о взаимодействии в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Ситуация, сложившаяся в сфере обращения с отходами на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, существенно ухудшает экологическую обстановку и негативно влияет на качество жизни населения области и города.
На территорию Ленинградской области вывозится более 3 млн. м3 твердых отходов, образующихся в Санкт-Петербурге.
Основными лицензированными полигонами Ленинградской области, на которых размещаются отходы Санкт-Петербурга, с нарушением технологических регламентов и лицензионных условий, являются следующие:
- ЗАО «Завод комплексной переработки отходов», расположенный в Ломоносовском районе на Волхонском шоссе, размещает более 1,5 млн. мЗ отходов на землях бывшего ПТО-1 («Полигон «Южный»). Технологически обоснованный объем размещения отходов превышен на 30-50 %. Проект содержания и реконструкции полигона твердых бытовых отходов ЗАО «Завод КПО», предусматривающий расширение территории полигона, Правительством Ленинградской области не согласован.
Размещение подобного объекта противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89 «Планировка городских и сельских поселений», так как он находится ближе 15-ти километров от аэропортов «Пулково-1» и «Пулково-2». Кроме этого, по протоколу заседания организационной комиссии от 15.12.2002, Волхонскому шоссе придан статус правительственной трассы с закрытием всех съездов.
- ООО «Полигон ТБО», расположенный около дер. Лепсари Всеволожского района размещает на своей территории до 600 тысяч кубическихметров отходов, что почти в 2 раза превышает технологически обоснованную емкость.
В соответствии с проектными решениями, полигон создавался исключительно для нужд поселка Рахья и Вагановской, Романовской и Щеглов-ской волостей, а также предусматривался в качестве резервного места размещения отходов для города Всеволожска и поселка имени Морозова.
- Полигон ЗАО «Вуолы - Эко» создан в 2004 году в Куйвозовской волости Всеволожского района для организации работ по упорядочиванию ранее размещенных свалочных масс и локализации размещаемых отходов с целью их последующей рекультивации сроком на 5 лет. При этом планировалось, что данная площадка будет основной для приема отходов от поселковКузьмоловский и Токсово, деревни Рапполово, а также Куйвозовской, Бугровской и Юкковской волостей.
На практике, в 2004 году на полигоне размещено 42 тыс. м3 областных отходов и почти 125 тыс. м3 из Санкт-Петербурга. При сохранении количества размещаемых на полигоне отходов на прежнем уровне, его емкость будет превышена за 1 год.
- ООО «Новый Свет_Эко», расположенный в Гатчинском районе, принял в 2004 году более 900 тысяч м3 отходов, из которых 90 % - отходы из Санкт-Петербурга. Таким образом, годовая мощность полигона превышена более чем в 4,5 раза, что приводит к сокращению срока эксплуатации полигона. Для сравнения, за 9 месяцев 2002 года на этом же полигоне было размещено 275 тысяч м3 твердых отходов, а вклад Санкт-Петербурга составлял 67% .
Другой проблемой размещения отходов на территории Ленинградской области является наличие большого количества несанкционированных свалок, замусоривание лесов и придорожных территорий, обусловленных наличием таких сезонно заселенных мест временного проживания, как «садоводства».
В муниципальных образованиях, территория которых прилегает к Санкт-Петербургу, в «садоводствах» ежегодно образуется значительное количество бытовых отходов, большая часть которых вывозится в ближайшие леса.
Бюджет Ленинградской области, не имея соответствующей доходной статьи, не может предусматривать финансирование обустройства «садо-водств», сезонно заселяемых жителями Санкт-Петербурга.
Кроме того, в Ленинградскую область идет никем не контролируемый поток так называемого строительного мусора от разборки зданий и грунта, изымаемого при новом строительстве.
Некоторая часть этих отходов поступает на лицензированные полигоны, но значительно большее количество вывозится в бесхозные карьеры и в леса, что так же порождает возникновение несанкционированных свалок в Ленинградской области и пригородах Санкт-Петербурга.
В то же время, в Ленинградской области, в непосредственной близости от Санкт-Петербурга, есть достаточно большое количество так называемых «нарушенных земель», для рекультивации которых требуется большое количество грунта.
Особое социальное напряжение в Ленинградской области вызывает работа полигона для захоронения токсичных отходов «Красный Бор».
В трехкилометровую санитарно-защитную зону предприятия попало несколько населенных пунктов Ленинградской области.
Кроме твердых и токсичных отходов на территории Ленинградской области размещается большое количество радиоактивных отходов.
Объемы образования твердых и жидких радиоактивных отходов составляют около 530 м3/год. Кроме этого, ежегодно сдается на захоронение около 8 тысяч штук источников ионизирующих излучений.
Единственное предприятие, специализирующееся на их приеме и переработке - Федеральное государственное унитарное предприятие «Ленинградский специализированный комбинат «Радон» в городе Сосновый Бор.
За период эксплуатации предприятия было принято около 107 тысяч тонн твердых радиоактивных отходов и около 3,5 тысяч тонн жидких радиоактивных отходов.
Санкт-Петербург является одним из основных поставщиков радиоактивных отходов. В 2004 году городскими предприятиями было поставлено на комбинат 43,8 тонны твердых радиоактивных отходов, 46,3 м жидких радиоактивных отходов и 3521 источников ионизирующих излучений.
В целом, обострение ситуации, связанной с размещением отходов на территории Ленинградской области, обусловлено комплексом взаимосвязанных причин:
1. Чрезмерная централизация полномочий в сфере обращения с отходами, привела не только к недостаточной согласованности деятельности органов исполнительной власти города и области с природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, но и снизила эффективность контроля со стороны федеральных органов за выполнением лицензионных требований многочисленными перевозчиками отходов и организациями, эксплуатирующими объекты размещения отходов.
Значительная часть отходов, образованных в городе, размещается на территории Ленинградской области с нарушением федерального законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности.
2. Несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере обращения с отходами и недостаточно эффективное взаимодействие между органами исполнительной и законодательной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для практической реализации совместных действий города и области, необходимо создать в качестве рабочего органа Координационный Совет по вопросам обращения с отходами.
Этот Совет, уполномоченный двумя субъектами Федерации, с привлечением ученых и специалистов должен разрабатывать рекомендации по обращению с отходами для Правительства Ленинградской области и Правительства Санкт-Петербурга, и после их совместного утверждения осуществлять координацию их реализации.
В качестве первоочередных задач, стоящих перед Советом, следует назвать следующие:
• Разработка предложений по совершенствованию законодательства города и области в сфере обращения с отходами;
• Создание в Санкт-Петербурге и Ленинградской области единой информационно-контрольной системы за образованием, трансрегиональными перевозками и размещением отходов;
• Подготовка предложений по созданию единой схемы расположения объектов переработки и размещения отходов производства и потребления на территории города и области.
Для решения проблемы неуправляемого и неконтролируемого потока опасных отходов из Санкт-Петербурга на территорию области, перевозимых несколькими сотнями лицензированных перевозчиков, необходимо консолидировать усилия Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области и подготовить совместное обращение в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в федеральное законодательство в части, касающейся расширения полномочий субъектов Федерации в вопросах государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды, в частности:
• направить совместное обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об участии представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в проведении государственной экологической экспертизы проектов, связанных с обращением с
отходами на территории соответствующих субъектов;
• направить совместное обращение в Правительство Российской Федерации о передаче полномочий по нормированию и лицензированию в сфере обращения с отходами на соответствующей территории органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, для решения проблем в сфере обращения с отходами необходимо:
1) Разработать программу поэтапного закрытия и рекультивации в
ближайшее время крупнейших из действующих полигонов - «Завод комплексной переработки отходов» или «Полигон «Южный» (Волхонское шоссе, 20) и ПТО-3 «Новоселки» (Горское шоссе, 9 км.).
Программа закрытия существующих и строительства новых предприятий по переработке отходов должна быть научно и экономически обоснована, учитывать динамику увеличения объемов образующихся отходов.
Реализация программы потребует значительного времени и больших финансовых вложений.
2) Необходимо подготовить совместное обращение в Правительство
Российской Федерации о целевом выделении средств из Федерального бюджета на строительство современных мусороперерабатывающих заводов для переработки отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Следует отметить, что минимально возможный срок для проведения изысканий, разработки проектной документации и строительства комплексов оценивается в 36 месяцев.
3) Управлению по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области необходимо обратить самое пристальное внимание на неудовлетворительное состояние прилегающих к садоводствам территорий, захламленность которых негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом состоянии населения.
Управлению необходимо выделять целевые средства из своего бюджета на организацию сбора и вывоза бытовых отходов с территории садоводческих товариществ и кооперативов и для ликвидации несанкционированных свалок с территорий, прилегающих к «садоводствам» и контролировать их целевое использование. Следует так же активнее привлекать средства самих садоводов.
4) Использование для рекультивации строительных отходов и грунта должно осуществляться только под постоянным контролем санитарных и экологических служб.
С целью усиления контроля за размещением строительных отходов и грунта строительными организациями и лицензированными перевозчиками, необходимо внести соответствующие изменения в «Технологический регламент обращения со строительными отходами», а так же разработать и утвердить согласованный Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области реестр объектов по размещению строительных отходов и вскрышных грунтов, с указанием объемов и перечня отходов.
5) Правительству Санкт-Петербурга необходимо предпринять меры по
ускорению ввода в действие завода по переработке токсичных отходов и ре
культивации полигона «Красный Бор».
До завершения строительства завода по переработке токсичных отходов, дирекции ГУП «Полигон Красный Бор» принимать токсичные отходы только от предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а так же разработать и ввести формы учета источников образования принимаемых отходов и направлять их в органы исполнительной власти Ленинградской области.
6) Для продолжения нормальной работы ФГУП « ЛСК Радон» необходимо срочное строительство дополнительных хранилищ. При сохранении прежней ситуации комбинат сможет принимать отходы только в течение 2005-2006 годов. Необходимая проектно-сметная документация подготовлена и полностью согласована. Начиная с 2004 года, Правительство Ленинградской области регулярно направляет заявки для финансирования данного объекта из федерального бюджета. На 2005 год в финансировании отказано.
 Таким образом, эта проблема продолжает обостряться. Поэтому Администрациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области необходимо подготовить совместное обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости финансирования строительства хранилища твердых радиоактивных отходов.

 

Администрация Санкт-Петербурга

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100