Новости Петербурга

"Коммерсант СПб": Маломерный фронт. Петербургские предприятия предпочитают яхтам военные катера.

13:38:25, 18 мая 2005
Если в строительстве крупных и средних военных кораблей и гражданских судов предприятия Санкт-Петербурга давно и прочно занимают лидирующие позиции, то малотоннажное судостроение остается отраслью, в которой с петербуржцами успешно соперничают региональные производители, пишет газета "Коммерсант". При этом конкурентная борьба идет в основном за контракты силовых ведомств и ВМФ РФ. Судостроителям они интереснее частных заказов на катера и яхты, поскольку именно госструктуры могут гарантировать предприятиям стабильную загрузку, размещая контракты на строительство целых серий кораблей. О том, что рынок маломерной морской техники для силовых структур судостроители считают приоритетным, говорит обилие таких разработок в арсенале петербургских предприятий, которые активно предлагают их как местным силовикам, так и на экспорт. Так, в прошлом году борьба за заказы федеральной пограничной службы при ФСБ России развернулась между ОАО "Концерн среднего и малотоннажного судостроения" и петербургской финансово-промышленной группой "Скоростной флот". Первый вывел на рынок скоростные катера проекта 14310 "Мираж" и проекта 12150 "Мангуст" (разработаны ФГУП "ЦМКБ "Алмаз"). А "Скоростной флот" -- катера "Мустанг-2" проекта 18623 (спроектирован и построен ЗАО "КБ-Редан") и "Сокжой" (спроектирован ОАО "ЦКБ по СПК им.Р.Е.Алексеева" и построен нижегородским судостроительным заводом "Волга"). Летом прошлого года комиссия под руководством первого заместителя начальника департамента морской охраны федеральной пограничной службы РФ вице-адмирала Вячеслава Сержанина провела в акваториях Финского залива и Каспийского моря сравнительные испытания пограничных сторожевых кораблей "Мираж" и "Сокжой", а также катеров "Мангуст" и "Мустанг". Из каждой пары равных по классу катеров должен был быть выбран наилучший проект для серийного строительства. В итоге комиссия отдала предпочтение катеру "Мангуст", отметив, как сообщило агентство "Интерфакс-АВН", его "высокую маневренность и управляемость". Что касается разработок "Скоростного флота" -- "Миража" и "Сокжоя", то "Сокжой" был рекомендован для серийного производства в рамках программы кораблестроения по номенклатуре ФПС. "Мираж" предложено использовать на Балтийском море, а "Сокжой" в Каспийском и Азовском регионах. Отметим, что завод "Вымпел" уже успел построить для пограничников два катера "Мираж", и сейчас строит третий - со сроком сдачи в 2006г. Предполагается, что в серии он будет не последним. В настоящее время КСМК ведет переговоры о поставке "Миража" на экспорт для ВМФ Вьетнама и Мексики. Более крупные корабли - пограничные сторожевые катера "Светляк" -- для ФПС РФ строит ОАО "Судостроительная фирма 'Алмаз'". Пограничный сторожевой катер "Светляк" проекта 10410 разработан ЦМКБ "Алмаз". Водоизмещение - 375 тонн, длина - 49,5 м, ширина - 9,2 м, скорость полного хода - 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов - 2200 миль. Экипаж - 40 человек. Вооружен автоматическими артиллерийскими установками АК-176М калибром 76,2 мм, АК-630М калибром 30 мм, предусмотрена система управления стрельбой РЛС МР-123-02; в оснащение также входят 16 комплектов переносных ракетных комплексов (ПЗРК) типа "Игла"; два комплекта торпедных аппаратов ОТА-40А-2 и гранатометы МРГ-1 или ДП-64. Контракт на строительство серии из 11 "Светляков" СФ "Алмаз" подписала с пограничниками в 1993г. Два таких катера СФ "Алмаз" уже успела поставить во Вьетнам и теперь рассчитывает на подписание контракта с Гвинеей. Кроме того, в 2006г. СФ "Алмаз" должна сдать погранслужбе катер береговой охраны "Соболь" (проект 12200, разработка ЦМКБ "Алмаз", водоизмещение - 57 тонн, вооружен ракетно-артиллерийским комплексом "Вихрь-К" и пулеметной установкой калибра 14,5 мм). Это головной катер проекта, который СФ "Алмаз" взялась строить за счет собственных средств с последующей продажей ФПС. На заводе рассчитывают, что после сдачи "Соболя" в эксплуатацию (ориентировочно в июне 2006г.) погранслужба также примет решение о строительстве серии. В конце прошлого года МЧС РФ объявило первый за последние пять лет крупный тендер на строительство пожарных катеров с водометом и винтовым движителем водоизмещением 30-35 тонн. Судостроители отмечали, что за последние пять лет это первый заказ МЧС на серию крупных катеров - ранее спасатели строили в основном маломерные лодки. В борьбу за право перспективного сотрудничества с министерством вступили петербургское ОАО "Морской завод "Алмаз" с катером А-125, завод "Редан" с "Мустангом-2", ЗАО "Выборгский судостроительный завод" (Ленобласть) с "Гарпуном", рыбинский "Вымпел" с ЦМКБ "Алмаз" - с "Мангустом". "Мангуст" победил в обоих лотах: один катер будет поставлен на Северную Двину, другой - на Черное море. "Мы рассчитываем, что МЧС закажет минимум десять "Мангустов", правда, пока не ясно, в какой комплектации", - отмечает главный конструктор проекта ЦМКБ "Алмаз" Борис Лейкис. Более подробную информацию читайте в сегодняшнем номере газеты "Коммерсант".

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100