Новости Петербурга

«Счастливый билет» на край света

14:38:03, 30 мая 2005
«Счастливый билет» на край света
Начало сезона летних отпусков стало открытием сезона «охоты» туристической компании «Уорлд Трэвэлэр». Сотрудники этой фирмы, вооружившись лотерейками, расположились в крупных торговых центрах Питера - в «Пассаже», ТК «Сенная» и в мебельных центрах компании «Аквилон». Судебные иски в отношении «Уорлд Трэвэлэр» килограммами макулатуры складываются в архиве Дзержинского суда, и люди, слушая очередное решение судьи, стоят и недоумевают: где же справедливость?

Бесплатный сыр и мышеловка

Универмаг «Пассаж». Красивый интерьер холла с недавнего времени украшают девочки студенческого возраста в белоснежных кофточках. Они останавливают покупателей и предлагают два лотерейных билета.

- Как вам повезло, - немного переигрывая, радуется вместе с нами юное создание, - вы выиграли приз. Можете забрать его в нашей компании «Уорлд Трэвэлэр». Но приз вы сможете получить только после небольшой экскурсии в мир путешествий. Есть у вас 50 минут?

Конечно, есть. Мы ведь, собственно, специально запаслись диктофонами и теперь готовы понять: почему много лет подряд люди покупаются на одну и ту же разводку?

Красивые женщины на Канарах не платят

В офисе фирмы «Уорлд Трэвэлэр» нас, двух подружек, встречает милая девушка, подводит к компьютеру, набирает цифры выигрышного лотерейного билета, чтобы определить, какой приз мы получим. Рядом на стойке лежат коробки с видеокамерой, мобильным телефоном, фотоаппаратом...

- Вам повезло, - сообщает девушка, - вы стали обладателями VIP- карты. А сейчас - добро пожаловать на ярмарку путешествий.

Ярмаркой здесь называют маленький кабинетик со столом, 4 стульями и девушкой Викой. Первые 15 минут ее монолога были посвящены выигранной нами дисконтной карте, которую можно использовать в магазинах для покупки товаров со скидкой. Один взгляд на карту - и нам стало понятно, что показывать ее нам нигде не придется, потому что, кроме нас, эта картонка никому ни о чем не скажет. Но подарок - это лишь повод для того, чтобы агент смог включиться в игру.

Вика рассказывает о том, что отдых у компании дорогой, но... Сейчас рекламные скидки, поэтому путешествие на Канары стоит столько же, сколько визит в Турцию. А если приплючовать еще и скидку по VIP-карте, то стоимость путевки и вовсе получится смешная.

А на Тенерифе менеджер обещает 3 шикарных курорта от компании «Айленд Вилледж». Апартаменты с кухней, спальней, гостиной. Из развлечений там есть все - гидромассаж, сауна, солярий, боулинг, гольф, теннис, сквош - это все входит в услуги курорта. Всем этим вы пользуетесь бесплатно.

Мы все еще сомневаемся. И тут специально обученная Вика делает нам то самое заманчивое предложение, от которого практически невозможно отказаться:

- Сегодня наша реклама заканчивается... В течение лета таких акций уже не будет... Если вы придете завтра, то купите по обычной цене. А если вы придете ко мне через полчасика, то сможете купить по этой цене... И если вы сегодня сможете 1000 долларов целиком принести, то вторую неделю я вам подарю из рекламного фонда...

После этих слов даже у нас возникло желание поехать на сказочные острова. И это при том, что мы пришли сюда совершенно с другой целью и до этого момента ни о чем, кроме журналистского расследования, не думали.

- Я вижу, вы согласны, - увидев на наших лицах знакомое для нее выражение «клиент готов», Виктория уходит и возвращается с менеджером по имени Наталья, женщиной бальзаковского возраста.

- Такие девочки! Надо отправить... Поскольку вы едете вдвоем, я делаю еще скидочку 200 долларов. Таких скидок не бывает... Вы только там, на Канарах, не говорите, что я вам такую скидку дала, а то люди платят по 1,5 тысячи... Едут такие красавицы! Да вы там кошелек открывать не будете.

А потом с нами заключили договор, и никого не смутило отсутствие у нас паспортов. Понятно, что тысячи долларов с собой у нас тоже не было, поэтому нам предоставили машину и Викторию, чтобы мы могли съездить за деньгами. Не будем утомлять читателя подробностями расставания с Викой у офиса АЖУРа, но прощальные слова из ее уст звучали уже не так привлекательно, как рассказ о райской жизни на Канарах.

Воздух в качестве лотерейного приза...

В офис компании «Уорлд Трэвэлэр» мы ходили не одни. Пока с нами «работала» Виктория, в соседнем кабинете двое наших других сотрудников, изображавших семейную пару, слушали менеджера Веронику. И все было одинаково, лишь за тем исключением, что на выходе в качестве выигранного лотерейного приза наши коллеги получили сертификат на неделю бесплатного отдыха на Канарах. Было лишь одно условие: авиабилеты должны приобретаться исключительно в компании «Уорлд Трэвэлэр».

На первый взгляд - заманчиво. Но стоило нашим коллегам захотеть отдохнуть бесплатно, как появились неожиданные неприятности. Во-первых, подарочный сертификат оказался действителен только 30 дней и, по словам менеджера, «успеть с визой нереально». Безусловно, сотрудники фирмы учитывают, что к ним иногда приходят люди информированные, которые знают, что виза делается 14 дней и при желании в оговоренный в сертификате срок уложиться можно. И тогда оказывается, что на ближайшие 1,5 месяца на чартерный рейс самолета «Уорлд Трэвэлэр» все билеты проданы (при перелете другой авиакомпанией сертификат недействителен). Можно, говорят, найти «сверх блока», но обойдутся авиабилеты при этом в 800 долларов. И если клиент не соглашается, то ему предлагают поехать в любое другое время, предварительно заключив договор, заплатив 700 долларов, и тогда «билеты будете брать по нормальной стоимости».

Вранье по-русски

Связаться с представителями компании «Айленд Виллидж», которой принадлежат рекламируемые фирмой курорты, у нас были все основания. Во-первых, мы хотели узнать, что думают о питерской фирме их зарубежные коллеги. А во-вторых, чтобы еще раз убедиться, что вся бутафория с подарками не представляет собой ничего большего, чем обычный лохотрон.

В Интернете мы нашли телефон менеджера курортов «Айленд Виллидж» Александра Савельева, который сказал, что «Уорлд Трэвэлэр» обладает в Петербурге эксклюзивным правом реализовывать отдых на курортах его хозяина. Мы отправили ему факсом копию сертификата, выигранного в лотерее, с просьбой прояснить ситуацию. Александр Васильевич удивился и сказал, что такого сертификата он раньше не видел. На вопрос, почему билеты можно приобрести только в компании «Уорлд Трэвэлэр», Александр ответить затруднился и предложил связаться с нами чуть позже, дабы созвониться с директором «Уорлд Трэвэлэра». И действительно перезвонил. Чтобы сказать: я, конечно, не знал, но директор «Уорлд Трэвэлэра» принял такое решение...

Понятно, что с подобными лотерейными сертификатами до Тенерифе не доезжал еще никто, иначе Александр Васильевич был бы в курсе. Зато менеджер с Тенерифе знает о всех судебных тяжбах, которые ведут с «Уорлд Трэвэлэр» наши соотечественники:

- Да, я получаю выписки... На вкус и цвет товарищей нет. Есть шикарные отели - и русским там тоже не нравится. Русские на Канарах всегда попадают: языка не знают; его спрашивают: будете ключи брать от бара? Он говорит: да, конечно. А по выезде нужно платить 510 евро - не важно, пил ты или не пил...

Видите, Россия не присылает к нам людей на стажировку. Люди предлагают продукт - они его в глаза никогда не видели. На Западе называется «подача некорректной информации». По-русски получается - вранье... Из «Уорлд Трэвэлэр» никто за 10 лет не приезжал...

Униженные и оскорбленные

Подтверждений того, что в фирме «Уорлд Трэвэлэр» что-то не так, мы нашли великое множество. Мы встречались с разными людьми, в свое время одураченными этой компанией, и с каждой такой встречей все больше удивлялись полетом фантазии сотрудников турфирмы. Каждый день у них был последним днем рекламной акции с колоссальными скидками - не успел сегодня, завтра опоздал. Клиентам на презентации обещали на первый взгляд невероятные вещи. К примеру, одной семейной паре сказали, что ребенок семи лет полетит на самолете всего за 30 долларов, по посадочному талону.

Можно, конечно, предположить, что здесь не знают об общих правилах полетов и о том, что посадочные талоны действуют на детей в возрасте до двух лет. Может быть, менеджеры фирмы не знали и о том, что тот вид отдыха, которым они занимаются, называется таймшер (клубный отдых) и что, предлагая клиентам «пятизвездочный отель», они по крайней мере лукавят. Люди, представляя себе звездность отеля, никогда не подумают, что вместо этого их ждет комната, разделенная перегородкой на спальное отделение и кухню, она же прихожая.

Дело ясное, что дело темное

Многие, кто попался в сети «Уорлд Трэвэлэра», понимают, что обмануты, еще до того, как очутятся на острове Тенерифе. Но это не спасает их положения. Потому что вернуть свои деньги гораздо сложнее, чем занять пару тысяч евро и все-таки съездить, отдохнуть. Те, кто пытается получить свои кровные, тратят кучу сил и энергии и в итоге все равно оказываются в проигрыше. Это и неудивительно. Договор составлен с учетом того, что большинство вчерашних посетителей прибежит расторгать его уже на следующий день.

Возможно, многие скажут: «Сами виноваты». И отчасти будут правы. Но дело не только в доверчивости наших соотечественников и в любимом всеми нами слове «халява». Есть и объективные причины. К примеру, среди сотрудников «Уорлд Трэвэлэра» наверняка много дипломированных психологов, которые подходят к людям «профессионально». Здесь и специально подобранная музыка, которая с каждой минутой все больше притупляет внимание, и длительное время программы, которую обязательно нужно дослушать до конца - иначе вам не дадут приз. Для правоохранительных органов все это не является аргументом для уголовного преследования. Если вы пойдете в милицию, то там вам скажут, что к этой фирме не подкопаться: по сути, «Уорлд Трэвэлэр» обязуется предоставить места на курорте и данное обязательство выполняет. Получается, что все в порядке?

Правда, несколько лет назад было уголовное дело, где обманутые люди, собравшись вместе, смогли убедить следователя, что их ввели в заблуждение и денег обратно не возвращают. Дело возбудили, документы изъяли, провели ряд экспертиз, но ничего, кроме незначительных бухгалтерских промашек, не обнаружили. Прокуратура тогда спасла репутацию «Уорлд Трэвэлэра», закрыв уголовное дело и объяснив людям, что их деньги отправлялись на расчетный счет компании «Айленд Виллидж» и что «никто из работников «Уорлд Трэвэлэра» не обращал денежные средства в свою собственность».

Инесса Кузнецова.
Полный текст статьи опубликован в газете "Ваш Тайный советник". Новый номер издания поступил в продажу в понедельник, 30 мая.

Ситуацию комментирует заместитель председателя общественной организации «Общество по защите прав потребителей» Михаил Овчаров.
- Не первый год к нам приходят люди, которые пострадали от общения с туристической компанией «Уорлд Трэвэлэр». Беда у них одна: вложив большие суммы денег, они уже на следующий день осознают, какую глупость совершили, бегут в фирму, а там говорят, что при расторжении договора вернут не более 20-30 процентов от уплаченной суммы. Большинство людей обращаются в суд. Но чаще всего судебное решение принимается в пользу туристической компании. Причина в том, что договор с «Уорлд Трэвэлэр» составлен настолько мастерски, что придраться к нему с юридической точки зрения очень сложно. Люди без помощи юриста не могут заметить многих тонкостей и пытаются расторгнуть договор на основании каких-то пунктов. Почти никто из обманутых не обращается по поводу признания договора недействительным, хотя это единственная возможность вернуть все свои деньги.

Есть в договоре «Уорлд Трэвэлэр» моменты, на которые стоит обращать внимание тем, кто собирается судиться с этой туристической компанией. В любом договоре должно быть четко прописано, какие услуги они оказывают. Компанией «Уорлд Трэвэлэр», в нарушение Федерального закона «Об основах туристической деятельности РФ», не указала информацию о туристическом продукте. Неясно, кто они: туроператоры, турагенты, или курорты на острове Тенерифе - это их личная собственность? Данным законом к существенным условиям договора относится информация о туроператоре и турагенте. Следовательно, в договоре отсутствует информация о туре, которая должна в себя включать комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные и другие услуги, что является нарушением статьи 432, пункт 1 ГК РФ.

Кроме того, действия сотрудников «Уорлд Трэвэлэр» нарушают статью 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой сказано, что «исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». С людьми проводят беседы достаточно обученные люди, рассказывают красивые истории. Но когда выясняется, что человек платит только за жилье, а все остальное - проезд, питание, развлечения - нужно оплачивать дополнительно, люди теряются и говорят - у нас нет таких денег. Вот это и является скрытой, недополученной потребителем информацией, к тому же еще и не отраженной в договоре.

На основании статьи 168 ГК РФ «О признании недействительности сделки, не соответствующей закону и иным правовым актам» вы смело можете идти в суд. В случае признания договора недействительным, фирма «Уорлд Трэвэлэр» вернет всю уплаченную ранее сумму.

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100