Новости Петербурга

Метро — недопустимая роскошь!

17:24:09, 15 июня 2005
В начале апреля 1914 года в Петербурге открылось движение по «Лиговской трамвайной линии», связавшей два вокзала — Балтийский и Николаевский (ныне Московский). Вскоре после этого в печати появились сообщения, что несколько петербургских банков готовы финансировать постройку окружной железной дороги. Ее считали преддверием метрополитена.

Как известно, метрополитен в нашем городе открылся только в 1955 году. Между тем вполне могло сложиться, что метро появилось бы в нашем городе гораздо раньше. В начале ХХ века существовало немало проектов сооружения линий метро в Петербурге — как подземного, так и надземного. Многие из этих проектов вовсе не носили фантастический характер.

Тем не менее дело тормозилось и все время откладывалось. Среди причин фигурировали отсутствие опыта и строительных технологий, а также нежелание владельцев домов и земли в столице расставаться со своей собственностью либо ухудшать свое положение ради постройки метро.

Однако еще одной существенной причиной, тормозившей появление метрополитена в Петербурге, служила форма собственности на городской транспорт. Трамвай, появившийся на петербургских улицах в 1907 году, принадлежал городу.

За несколько лет трамвай стал самым популярным и массовым транспортным средством, и количество трамвайных линий росло год от года. В 1908 году трамвай дал городу 999 тыс. руб. чистой прибыли, в 1910-м — 4,4 млн руб., а в 1914-м — около 10 млн руб. Приведем и еще одну цифру: в 1910 году прибыль трамвая за вычетом процентов и погашения по займам составила 37,8% валового дохода городского бюджета.

По словам одного из обозревателей, «частный капитал во что бы то ни стало стремится так или иначе вторгнуться в завидное по своим баснословным доходам трамвайное предприятие, он никак не может простить себе, что упустил в Петербурге такое «золотое дело». Не случайно сооружение метрополитена и окружной железной дороги пропагандировалось в прессе как «наиполезнейшее для населения и неотложнейшее».

«Еще не закончена постройка второй очереди трамвая, а уже хотят строить метрополитен! — восклицал обозреватель. — Еще не сделали никаких даже опытов перевозки грузов по трамвайной сети, а уже готов проект окружной дороги. Город не обеспечил еще полностью трамвайный строительный фонд, а его хотят убедить в необходимости теперь же начинать строительство метрополитена».

Сторонники строительства метро все давили и давили на Городскую думу, с тем чтобы она признала неотложность и своевременность этого сооружения. Но их усилия так и не привели к какому-либо результату. Возможно, и потому, что городские власти прекрасно понимали корыстный интерес радетелей за метро и сознательно притормаживали проекты сооружения метрополитена в столице, называя его «недопустимой роскошью».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100