Новости Петербурга

Музыка храма:звук — вверх, взгляд — вниз

04:31:05, 22 июня 2005
звук — вверх, взгляд — вниз
Ольга ШЕРВУД

В соборе Спас-на-Крови состоялся уникальный концерт. Хор Мариинского театра под руководством Андрея Петренко исполнил специально разученную кантату-реквием «Вечная память героям» на избранные тексты панихиды.

Интерес был велик настолько, что сидячих мест не хватило. По окончании публика устроила овацию. Акустика этого храма и впрямь бесподобна; определить эффект хочется словом «смешивающий»: звуки улетали, не замирая под сводами, как в любом европейском соборе или более высоком православном, — они отталкивались от мозаики, как световые рефлексы, окрашивая следующие звуки и превращая их из, допустим, шаров в облака.

Такой концерт, как этот (включенный, кстати, в программу фестиваля «Звезды белых ночей»), предполагается проводить в Спасе-на-Крови в исключительных случаях. Буквально несколько раз в году. Рассказывает директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (в составе музея кроме двух упомянутых храмов еще Смольный и Сампсониевский соборы) Николай Нагорский:
— Мы продолжаем нашу политику по использованию музеев-храмов как полифункциональных учреждений. В Смольном концерты идут регулярно, в Исаакии — событийные, как, например, общедоступный концерт 22 июня в День памяти и скорби, составленный из произведений духовной классики и нескольких песен военных лет. А в Спасе-на-Крови — уникальные акции. Это обусловлено самой сутью этого храма, который, как и Исаакий, никогда не был приходским.

Пробный концерт мы устроили 28 мая; слушатели были довольны. Выступал тоже хор Мариинского театра под руководством Андрея Петренко, 60 человек. Мы полностью обнажили пол и купили стулья из поликарбоната — они прозрачны, как Золушкина туфелька, и это, безусловно, производит эффект. К финалу концерта пришел приглашенный нами маэстро Гергиев, и выяснилось, что он вообще тут впервые. У него осталось самое положительное впечатление.

Конечно, мы приняли меры по сохранности собора. Швейцарская уборочная машина со специальными картриджами ухаживает за полом без всякого ущерба для него. В плохую погоду гостей просят надеть бахилы или, если обувь на острых каблуках, специальные тапочки. Поскольку на полу видны некоторые недостатки реставрационных работ, мы сейчас берем на работу двух мраморщиков, которые займутся устранением дефектов.

Музыкой же хотим насытить и Сампсониевский собор. Там сейчас воссоздана балюстрада. Установлен алтарь. 13 икон в реставрации, часть из них уже в этом году будет готова. Но все иконы, даже требующие обновления, находятся на своих родных местах; их вынимают, реставрируют и возвращают на место... Полагаю, через пару лет все работы здесь завершатся. Это обитаемый храм, посещаемый, двести дней в году — служба, приходят до полутысячи человек.

И совершенно особая программа деятельности разработана для Смольного собора. Говорить что-то рано, поскольку она не предъявлена городским властям и еще не найдены для нее финансы. По этой программе, предложенной архитектором Григорием Михайловым, Смольный остается концертно-выставочным комплексом. Однако ничто там не будет препятствовать церковному действу. Скажем, наш митрополит давно хочет послужить в Смольном соборе (в Спасе-на-Крови он уже служил дважды)...

Фасад собора закончат воссоздавать до конца года, а внутренняя реставрация требует отдельного рассказа. Но уже сейчас могу сообщить: решено открыть для доступа колоннаду Смольного собора — после того как построим там специальную конструкцию, обеспечивающую безопасность людей.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100