Новости Петербурга

Сегодня в Мраморном дворце представляли одежду для картин...

04:14:10, 24 июня 2005
Сегодня в Мраморном дворце представляли одежду для картин...
В экспозиции собраны 100 уникальных рам, украшавших произведения искусства известных художников за последние два века. Каждая из рам уникальный раритет, потому что через 200 лет только пять процентов картин сохранили своё первоначальное обрамление. Репортаж Екатерины Комовой.

Настоящий ажиотаж среди ценителей искусства вызвала выставка, открывшаяся сегодня в Мраморном дворце. На первый взгляд эти кадры могут показаться удивительными. Посетители музея с любопытством разглядывают рамы, в которых нет картин. Однако именно «одежде» полотен и посвящена экспозиция. Жемчужины коллекции Русского музея – художественные рамы 18 века. Примечательно, что начиная с эпохи Петра Первого мода на рамы менялась неоднократно.

Картина для Русского музея необычная. Без картин. И, тем не менее, выставка в день открытия вызвала настоящий ажиотаж. В экспозиции - жемчужины из собрания музея – художественные рамы 18 - 20 столетий. Экстравагантные дамы в шляпках и юные леди с одинаково неподдельным интересом разглядывают творения резчиков и столяров. Где еще увидишь такое, чтобы внимание привлекало не живописное полотно, а его «одежда».

 Оксана Лысенко. Куратор выставки: «Рама – это украшение не только живописи, но и интерьера, поэтому мастера-изготовители рам чутко реагировали на изменение вкусов и стилей и изготавливали те или иные обрамления в соответствии с этими вкусами».

 Каждая рама – раритет. Во-первых, потому, что крайне мало произведений этого искусства дошло до наших дней. Во-вторых, большая их часть была переоформлена. Слишком часто менялись вкусы публики. И тем интереснее проследить моду на обрамления картин.

«Стилистическое многообразие в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве всегда как бы подталкивало создателей художественных рам. В пору строгого классицизма «одежда» картин была подчеркнуто жесткой формы. Непременно с острыми углами. С появлением стиля модерн на рубеже 20 столетия рамы стали изобиловать причудливыми линиями и изгибами».

Самый ранний экспонат в коллекции относится к первой трети 18 века. Рама украшала портрет царевны Прасковьи Ивановны кисти Никитина. А вот имя автора «одеяния» зачастую остается за кадром. И помочь в его идентификации опять-таки может только художественная рама.

Вячеслав Школьников. Заведующий отделом художественных рам и исторического музейного оборудования Государственного Русского музея: «Вот эта резная основа более старая, чем этот вкладыш. То есть ее бытование нам пока не известно. Если проследить ее историю, чем она жила, как менялся ее владелец, что там было, это весьма интересно. И может быть, все закончится тем, что появится то произведение, которое в ней должно быть».

Спрос на художественные рамы спал лишь на несколько советских десятилетий. Сейчас, говорят, возрождается. И это, уверены авторы экспозиции, и есть ответ на вопрос – может ли обычная рама быть полноценным произведением искусства.

Екатерина Комова, Сергей Дроздовский, Пятый канал.

5-й канал "ОАО ТРК Петербург"

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100