Новости Петербурга

«Число трактиров не очень значительно»

17:46:30, 24 июня 2005
Невский проспект 140 лет назад

С давних пор Невский проспект представляет собой не просто главную петербургскую магистраль, но и своего рода общегородскую торговую витрину, выставку самых лучших, самых модных товаров. Однако с точки зрения ухоженности и благоустройства Невский не всегда составлял, как теперь, единое целое. До второй половины XIX века он как бы распадался на три совершенно не похожих друг на друга отрезка: первый, парадный, начинался вблизи Адмиралтейства и заканчивался у Аничкова моста; второй, протянувшийся до Лиговского канала, вначале продолжал череду внушительных каменных строений, но она вскоре обрывалась, и далее до самой Лиговки тянулись скромные купеческие дома, не претендующие на особую изысканность. Третий отрезок, теперешний Староневский, являл собой совершенную глушь с невзрачными строениями и обширными пустырями за длинными заборами.

Увидеть это глазами современника нам поможет очерк, опубликованный газетой «Петербургский листок» ровно сто сорок лет назад, в № 28 за 1865 год. Автор его прошел проспект из конца в конец, начав свой путь от Александро-Невской лавры. Пройдемся и мы вместе с репортером по знакомым и в то же время незнакомым местам, сравнивая и сопоставляя «день нынешний и день минувший».

Первая часть Невского проспекта... походит на большую улицу губернского города... Это часть по преимуществу торговая, но со всею обстановкой торговли простонародной, с ее грязью и прибаутками, с распространяющимися вокруг разнородными ароматами отнюдь не эстетического свойства. Александровский рынок(1) и Зимняя Конная(2), на которой зимою производится торговля лошадьми, санями, сбруей и разными принадлежностями извощичьего промысла, занимают значительную часть одной стороны улицы; на другой же, хотя и встречаются несколько высоких домов, принадлежащих частным лицам, но дома эти не отличаются ни привлекательной наружностью, ни архитектурою и совершенно соответствуют окружающим их торжищам. Сколько-нибудь порядочных магазинов вы тут не встретите, и только разве лавки, помещающиеся в огромном доме, составляющем угол Невского и Полтавской улицы, имеют некоторое наружное благообразие. Движение по этой части Невского проспекта преимущественно утреннее и начинается очень рано, но движение собственно экипажное ограничивается почти одними едущими в Невскую лавру к обедне или на кладбище, а равно похоронными процессиями, привлекающими толпы простого народа, охотника вообще до всяких процессий. С окончанием торга в рынке и на площади движение затихает и вечером весьма незначительно, так что, засидевшись у знакомого, обитающего в этой стороне, рискуешь не встретить ни одного извощика до самой Каретной части.

Совершенно иной характер и иную наружность имеет вторая часть Невского проспекта, начинающаяся от Знаменской площади — с великолепным дебаркадером(3) Николаевской железной дороги с одной и громадным домом, в котором помещается Знаменская гостиница(4), с другой стороны. Тут уже проявляется настоящая жизнь Невского проспекта; отсюда начинаются и поезды конно-железной дороги, и рейсы синебрюховских саней(5); здесь большая биржа каретных извощиков; сюда же к осьми часам утра, т. е. ко времени прихода почтового поезда из Москвы, съезжаются толпы легковых извощиков, стараясь проникнуть во внутренний двор дебаркадера. Многие из них ловят даже на Знаменском мосту(6) пешеходов, направляющихся навстречу поезду, и просят их сесть в санки, чтобы под прикрытием седока пробраться сквозь ворота, так как проезд туда порожним запрещен.

С площади, через Знаменский мост, вы уже видите по обе стороны ряды больших зданий, низы которых почти сплошь заняты торговыми помещениями. Несколько гостиниц для приезжающих, в том числе две «Москвы», одна на углу Владимирской, а другая — наискось ее, близ начала Надеждинской улицы(7), множество билетиков у ворот с объявлением об отдаче меблированных комнат, а равно вывески транспортных контор напоминают вам о близости станции железной дороги, и после прихода каждого поезда вам непременно бросится в глаза усиленное движение как пешеходов, так и экипажей по направлению от Знаменского моста, причем обращают на себя внимание заведенные еще в прошлом году содержателями некоторых главнейших гостиниц... кареты, вроде дилижансов, везущие в эти гостиницы новых постояльцев.

Число магазинов и лавок в этой части Невского проспекта уже весьма значительно, и чем дальше идете вы по направлению от Знамения(8) к Аничкову мосту, тем благообразнее и чище выглядят торговые помещения. Ближе к Знамению замечается особенное изобилие свечных и посудных лавок; кофейных домов на всем протяжении рассматриваемой нами части только один (Назарова, у самого Знаменского моста), служащий прибежищем ожидающей московского поезда публики в те дни, когда поезд этот опаздывает; порядочная кондитерская только одна — Крамрона (на углу Литейной), ибо другие, хотя и носящие громкие названия кондитерских, как, например, Воронцова, против Надеждинской улицы, суть не более, как булочные, занимающиеся производством кондитерских изделий. Вообще, булочных здесь, как и вообще по всем улицам Петербурга, очень много, и лучшею из них следует считать в доме угловом Невского и Знаменской улицы, где можно достать прекрасное выборгское печенье, т. е. крендели, булки и сухари.

Кроме того, в этой же части Невского проспекта находятся две известные русские калачные из Москвы: Филиппова и Борисова, учреждение которых нанесло немалый ущерб немецким булочным мастерам, которые присвоили себе монополию снабжать петербургских жителей дурным и дорогим хлебом. Пекарня Филиппова всегда полна покупателей, и надо отдать ей справедливость: до сих пор она исполняет все сорты хлебов и баранок с неизменной добросовестностью, продавая их в то же время дешевле изделий немецких булочников...

Число трактиров на протяжении Невского проспекта от Знаменского до Аничкова моста не очень значительно и внимания заслуживает только один — Ново-Палкинский(9), на углу Литейной, усердно посещаемый публикой и пользующийся заслуженной известностью между русскими трактирами. Тут, на так называемой «вшивой бирже»(10), вы почти всегда увидите несколько троек и лихачей, рассчитывающих на карманы посетителей Ново-Палкина. Здесь кстати упомянуть, что орган этого трактира считается лучшим во всем Петербурге и бывает даже, что целые семейства приезжают исключительно с целью послушать его.

Затем в разбираемой части Невского проспекта особенно значительных и богатых магазинов не имеется, кроме нескольких чайных кладовых, и каждому пешеходу бросаются только в глаза вечная распродажа товаров в магазине б. Фалина... завлекающая иногда неопытных покупательниц и охотниц до дешевого товара...

Что касается уличной жизни, то она здесь далеко не так развита, как за Аничковым мостом, и движение становится сильнее преимущественно в те часы, когда... приходят и уходят поезда Николаевской железной дороги; гуляющие же собственно по Невскому проспекту редко заходят в эту часть его, равно как и катающаяся публика, ограничивающая свои рейсы протяжением от Аничкова моста до Полицейского...

Окончание прогулки — в следующем выпуске «Наследия».

Примечания «Наследия»:

(1) Александровский рынок, он же Староалександровский, — комплекс торговых рядов вдоль Староневского проспекта между Калашниковским (ныне пр. Бакунина) проспектом и Тележной улицей.

(2) Зимняя конная — б. Мытнинская площадь, частично застроенная во второй половине XIХ века. С конца ХVIII века служила для торговли лошадьми. В 1866 году на деньги купца Овсянникова тут был разбит сквер, названный Овсянниковским.

(3) Дебаркадер — устаревшее наименование железнодорожной платформы; в данном случае автор имеет в виду нынешний Московский вокзал.

(4) Знаменская гостиница — многократно переделывавшееся здание нынешней гостиницы «Октябрьская», построенное в 1840 — 1850-х годах по проекту А. П. Гемилиана.

(5) Синебрюховские сани — о них пишет в своих воспоминаниях А. Ф. Кони: «На Невском... двигаются грузные, пузатые кареты огромного размера, со входною дверцей сзади, у которой стоит, а иногда и сидит, кондуктор. Это омнибусы, содержимые много лет купцом Синебрюховым и курсирующие преимущественно между городом и его ближайшими окрестностями — селом Александровским на Шлиссельбургском тракте, Полюстровом возле Охты и т. п. Неуклюжие и громоздкие, запряженные чахлыми лошадьми, они вмещают в себя до двадцати пассажиров и движутся медленно, часто останавливаясь для приема и выпуска таковых».

(6) Знаменский мост — имеется в виду деревянный мост через Лиговский канал по трассе Невского проспекта.

(7) Надеждинская улица — ныне улица Маяковского; с 1852 года так назывался лишь ее вновь проложенный отрезок от Невского проспекта до улицы Жуковского (в то время Малой Итальянской), а остальная часть звалась Шестилавочной, но с 1858 года наименование Надеждинская было закреплено за всей улицей.

(8) Знамение — т. е. Знаменская церковь, давшая наименование площади; построена в 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова, снесена в 1940-м при строительстве метро.

(9) Ново-Палкинский трактир — по некоторым сведениям, торговая фирма Палкина существовала с 1785 года; в 1808 году первый трактир под этим именем открылся в несохранившемся доме Берникова на углу Невского и Малой Морской (участок № 9/1). Впоследствии Палкин перевел его в дом на пересечении Невского и Садовой (№ 52/14), а в 1850-м — в дом № 76/64 по Невскому проспекту, где тот находился в течение двадцати четырех лет. С 1874 года знаменитый трактир обосновался в собственном доме К. П. Палкина на углу Невского и Владимирского (№ 47/1). Интересно, что владелец неизменно выбирал для своего заведения угловые здания!

(10) «Вшивая биржа» — старинный городской топоним; вот что рассказывает о нем в своих воспоминаниях писатель Н. А. Лейкин: «Была... цирюльня на углу Владимирской и Невского проспекта, где трактир Палкина. Местность эта называлась Вшивой биржей. Нижний этаж дома был под арками, в нем помещались лавки, и около них всегда толпились носильщики-поденщики с веревками за поясами, а также была стоянка ломовых извозчиков и легковых лихачей, где зачастую можно было видеть сцены искания друг у друга в головах насекомых; тут же шныряли разносчики, продававшие рубец и печенку, сайки, сбитень, пироги, гречневики, пряники и происходили игры...».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100