Новости Петербурга

Какой же свинг без интриги!Тем более в белые ночи...

03:04:17, 28 июня 2005
Тем более в белые ночи...
Георгий ВАСЮТОЧКИН

Двенадцатый по счету международный фестиваль «Свинг белой ночи» прошел в нашем городе 24 — 26 июня. Третий год подряд обстоятельства не позволяют приглашать полноценные, пусть даже малые, ансамбли из-за рубежа, но это неудивительно: нынче ведь и шахматисты первой мировой десятки ездят на международные турниры за свои денежные взносы. А джазом не заработаешь; искусство, как бы ни убеждал нас в обратном Михаил Швыдкой, не было и не станет бизнесом...

На этот раз заезжих звезд представляли «наш» Игорь Бутман и поляк Михал Урбаняк, приехавший благодаря содействию Генконсульства Польши в Санкт-Петербурге, а женский вокал — Яна Радион, Виктория Урусова и певица Ив Корнелиус (США), сопровождающая поездки группы Леонида Винцкевича (Курск) по городам России. Организацию фестиваля осложнило и отсутствие в эти дни «Ленинградского диксиленда» и биг-бэнда Сергея Гусятинского, снискавшего на прошлогодних джазовых сценах симпатии знатоков. Отсутствие новых имен (и групп) ставило перед руководством фестиваля сложную задачу — удержать программу на должной высоте за счет репертуара и исполнительских данных участников. Понятно, какую изобретательность и находчивость нужно было проявить музыкальному директору фестиваля Давиду Голощекину.

Интрига не заставила себя ждать. Программу открывал сам маэстро в квартете, где вместо его постоянных партнеров последних лет по группе Four киевлянина Дениса Дудко (контрабас) и гитариста Гасана Багирова появились Вадим Михайлов и Илья Луштак, «мобилизованный» из США. Из пяти репертуарных номеров два заключительных явили премьер-солиста в новом для него качестве — неофита джазового модерна (но не авангарда!). Так Голощекин ответил тем, кто снисходительно «прописывает» артиста в мэйнстриме середины ХХ века. В коротком фестивальном репертуаре «Свингующая скрипка» наш виртуоз трижды менял свой инструмент — он эффектно выглядел и как пианист, и перейдя на... альт.

А в программе следующего, субботнего, дня на открытой эстраде перед Русским музеем по приглашению другого нашего «вожатого» — Геннадия Гольштейна Давид Голощекин выступил вместе с биг-бэндом «Саксофоны Санкт-Петербурга». Его засурдиненный корнет воспринимался как острая, точная графика на сочном полотне слитного звучания саксофонов.

Нельзя не подивиться и творческой энергии Геннадия Гольштейна, более десяти лет властно удерживающего молодежный состав на петербургской сцене и при этом непрерывно обогащающего его репертуар новыми аранжировками.

При выступлении «Саксофонов Петербурга» и джаз-бэнда Алексея Канунникова на песчаной площадке перед сценой было тесно от танцующих... шестидесятилетних (и людей даже постарше), тогда как молодежь посиживала на травке.

Еще один акцент открытого для публики субботнего концерта на площади Искусств — два огромных синих зонта с фестивальным лэйблом — под ними на столиках продавались литература о джазе, журналы, компакт-диски. Наши историографы за последние шесть лет успели выпустить не менее десятка названий книг о петербургском и мировом джазе: был выбор — и торговля шла хорошо. Яркое воспоминание осталось от выступления с «Саксофонами Петербурга» достигшей поры расцвета солистки Яны Радион, эффектно смотревшейся в своем ярко-оранжевом платье-тунике.

Субботний вечер в Джазовой филармонии на Загородном запомнился игрой польского гостя — скрипача Михала Урбаняка. У наших джазменов — сорокалетний опыт знакомства с коллегами из Польши. Збигнева Намысловского мы принимали в клубе «Квадрат» еще во Дворце культуры Ленсовета. Теперь перед нами предстал прославленный скрипач, и не в авангардном репертуаре, а с вечно юными джазовыми стандартами. А завершил он свою программу двумя польскими национальными мелодиями. Ему прекрасно ассистировали наш Николай Сизов на фортепиано и двое польских музыкантов — на контрабасе и ударных.

Экс-петербуржец Игорь Бутман, игравший в день открытия фестиваля, к своей обычной виртуозности наконец-то добавил еще и такие необходимые качества солиста, как содержательность и адресность исполнения. Его тенор-саксофон звучал как действительно ведущий инструмент современной джазовой сцены, а в сопровождении на фортепиано Петр Корнев был безупречен. И стержнем, сшивающим все части фестивального праздника, оставался Давид Голощекин, ассистировавший едва ли не всем приглашенным знаменитостям на флюгельгорне, виброфоне и скрипке. При минимуме групп-участниц и предельной экономии средств он сумел спасти фестиваль от статуса «ежегодного мероприятия». Другому бы это не удалось.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100