Новости Петербурга

Аквариумы для акул

23:28:06, 04 июля 2005
Аквариумы
для акул
О некоторых особенностях современной архитектуры
Евгений ВЕСЕЛОВ

Интересно бы опросить петербуржцев, каких они знают современных зодчих. Наверняка многие сразу назовут имя Доминика Перро. Хотя тот Доминик ничего еще в нашем городе не построил и только принимается за проект второй сцены Мариинского театра. Столько разговоров вокруг этой предполагаемой стройки в «провинциальной» Коломне!.. Между тем в самом сердце Петербурга, под носом у Исаакия, под боком у Михайловского замка, на виду у Зимнего дворца и Александринки возникают поразительные постройки, а просвещенная питерская публика об этом ни гу-гу.

Никто не слышал, как звать-величать архитекторов, дерзнувших встать рядом с Росси, Монферраном, Растрелли и другими великими. Да что там авторы проектов — главного зодчего города никто толком, кроме членов правительства, не знает! Такова сила коммерческой тайны. Это первая особенность нынешнего зодчества.

Вторая — гигантомания. Хоть чем-нибудь, хоть какой-нибудь башней, мансардой или стеклянным корытом на крыше сегодняшний новострой в историческом центре Петербурга стремится оказаться «круче» домов-соседей. Образ заказчика при этом рисуется четко: денег куры не клюют, пальцы веером, и навряд ли этот господин что-нибудь слышал о вековых традициях петербургской застройки. Да они ему и не указ.

И, наконец, третья особенность городской архитектуры начала XXI века — колоссальные площади остекления. Такое впечатление, что эти бесконечные зеркала призваны скрыть таинственный мир Зазеркалья со всеми финансовыми секретами эпохи дикого капитализма. Не дома, а этакие чудовищные аквариумы для акул бизнеса.

...Оставим прочие обобщения серьезным исследователям новейшей архитектуры и перейдем к конкретному факту, который сильнее других наводит на подозрение, что у нашего города нет главного зодчего. По крайней мере он точно отдыхал где-нибудь на Пальма-де-Майорке, пока строился новый дом номер один на Казанской улице рядом с памятником архитектуры федерального и мирового значения — Казанским собором. Потому что трудно себе представить, чтобы кто-то в здравом уме и трезвой памяти мог такое — даже за сумасшедшие деньги — кому-нибудь позволить по соседству с шедевром Воронихина и в двух шагах от Невского проспекта!

Мы писали об этой стройке в начале года. Тогда еще объект не прочитывался в деталях, но уже понятно было, что ничего хорошего это городу не сулит. Возмущение горожан вызывала и наглая ложь застройщиков, которые вывесили на всеобщее обозрение информационный щит, называя этот новодел словом «реконструкция». И вот объект — во всяком случае снаружи — закончен строительством. И можно посмотреть на этот «многофункциональный комплекс» (говорят, там будут офисы, ресторан, магазины, гостиница) со всех сторон и даже потрогать руками.

Постройка имеет основные родовые признаки петербургской архитектуры начала III тысячелетия. Т. е. авторы неизвестны, многоступенчатая крыша горделиво наезжает на соседние здания, гигантский «аквариум» с какими-то промышленными металлоконструкциями за толстенными стеклами нависает над знаменитой решеткой воронихинского сквера с томоновским фонтаном.

— Казанскому собору, строго говоря, не повезло в жизни, хотя в проекте все было замечательно, — говорит историк архитектуры Валерий Исаченко. — Не сделали южную колоннаду и площадь перед ней, как задумывал Воронихин. Да и более поздние соседние постройки — не самое подходящее окружение для шедевра. Тесно ему здесь — это точно. И вот очередное «прибавление в семействе». На Казанскую улицу выходит строго утилитарный фасад. Это элитное, как теперь говорят, сооружение могло бы украсить периферийный район уездного города. Чужеродный пришелец лезет в глаза и со стороны канала Грибоедова. А с Невского проспекта он так «обогатил» вид на воронихинскую ограду, что часть ее вовсе теряется на фоне зеркальной стены новодела... Стоит ли церемониться с незавершенными когда-то ансамблями! Вот и дом номер два в стиле модерн, что на другой стороне улицы, тоже когда-то вызывал недовольство ретроградов, а нынче даже на учет ГИОПом поставлен. Глядишь, и нашу постройку когда-нибудь учтут!..

Нахальство проектировщиков и их заказчиков не знает границ: новое здание на Казанской выступило за красную линию улицы, отняв у пешеходов часть и без того узкого тротуара. Стеклянная громада северного фасада и вовсе нависла своим торцом над улицей, испортив вид на перспективу, в конце которой на изломе Казанской стоит старинный дом с классическим портиком. А вот мы такие крутые, что наедем и на этот портик!

Насчет уездного города Валерий Григорьевич Исаченко прав. Хотя проект новодела на Казанской и был отмечен дипломом фестиваля «Зодчество России», но гордиться этим безвестным умельцам архитектурной мастерской «Рейнберг и Шаров» не приходится: что здорово для Урюпинска, для Петербурга — позор.

...Наверное, за этот позор должен отвечать предыдущий главный. Но где тот главный и кто его помнит?

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100