Новости Петербурга

Предприниматель, умевший объединять

18:30:24, 08 июля 2005
Умерший 125 лет назад, весной 1880 года, Николай Иванович Путилов — очень колоритная фигура в истории российского предпринимательства. Все знают про Путиловский завод. Но не все знают, что с именем Путилова связана огромная работа, проведенная в годы несчастной для России Крымской войны для усиления русского флота.

Николай Путилов 11 лет пробыл в Морском корпусе: кадетом, гардемарином, мичманом, слушателем офицерских классов, преподавателем. Затем пять лет работал на юге России в составе Корпуса инженеров военных поселений, что дало ему отличную практику инженера-строителя. Вернувшись в Петербург, он снова определяется на военно-морскую службу — чиновником в кораблестроительный департамент Морского министерства.

Между тем разразилась Крымская война, показавшая гнилость и бессилие крепостной России. Огромные вражеские военные силы нагрянули и на юге, и на севере. Англо-французский флот, вошедший в Финский залив в мае 1854 года, насчитывал 80 судов при 3500 орудиях и 32 тысячах команды. К ним для десанта придана дивизия в 14 тысяч штыков.

Западная пресса бахвалилась, что командующий союзной эскадрой, позавтракав в Кронштадте, будет обедать в Петербурге. Этого не случилось, хотя эскадра блокировала Кронштадт и Петербург, обстреливала все порты и укрепления по берегам Финского залива, захватила Аландские острова, грабила и топила частные корабли.

В следующую навигацию 1855 года перед Кронштадтом снова появилась неприятельская эскадра из 67 судов, усиленная целой флотилией паровых канонерских лодок, очень маневренных и поворотливых в условиях мелей и шхер залива. Другая эскадра англо-французов бомбардировала русскую крепость Свеаборг и пыталась ее захватить. Одновременно в Белом море английские корабли блокировали Архангельск, обстреливали город Кола и Соловецкие острова. Даже на Тихом океане корабли союзников напали на Петропавловский порт на Камчатке и пытались его взять.

Но что же русский военный флот? Почему не мог отогнать врага от столицы? Почему прятался в гавани, жался под прикрытие береговых батарей и фортов Кронштадта?

Дело в том, что военный флот России того времени состоял исключительно из огромных глубокосидящих парусных кораблей и фрегатов, хоть и изрядно вооруженных, но не имевших паровых машин и потому беспомощных при отсутствии ветра, неповоротливых на таких узких мелководных фарватерах, как Финский залив.

Вот почему англо-французский флот мог хозяйничать на Балтике, не опасаясь русского флота.

Так перед Россией со всей очевидностью встала задача: безотлагательно изготовить новое средство обороны. Требовалось за считанные месяцы построить и вывести на Кронштадтский рейд флотилию современных канонерок. Морское ведомство обратилось ко всем заводчикам, но ни один не решился взяться за выполнение столь серьезного и столь срочного заказа.

И все-таки исполнитель нашелся — чиновник для особых поручений кораблестроительного департамента Морского министерства Николай Иванович Путилов. Именно он взял на себя ответственность за столь масштабное оборонное дело, хотя не имел крупных капиталов, хотя не принадлежали ему ни заводы, ни верфи, ни рабочая сила.

30 ноября 1854 года Путилов получил «высочайшее повеление» и приступил к организации производства.

Чтобы изготовить 32 судовые паровые машины и такое же количество паровых котлов со всеми принадлежностями в столь короткий срок, требовалось распределить эти работы между многими владельцами заводиков и мастерских. Организовать поставки комплектующих. Добиться настоящей кооперации предприятий. Эта идея и была положена Путиловым в основу работы по выполнению оборонного заказа. Когда работа уже началась, ему вручили записку императора Николая с окончательными сроками: изготовить к 1 мая 1855 года 23 паровые машины и котла со всей арматурой и к 15 июня того же года еще 9 паровых машин и котлов.

С огромными трудностями выполнялся этот фантастический по срокам график. И все же Николай Иванович, организовав и слив воедино возможности целого ряда частных предприятий, выполнил задание точно в срок. Вот что писал сам Путилов о рабочих, совершивших это чудо:

«Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно устроены были мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью — на две смены. Не говорю уже о самих заводчиках, но интересно было видеть массу мастеровых. При осмотре работ меня всего более останавливала мысль, как эта масса людей исполняет с такой поспешностью механические работы, требующие математической точности, не имея понятия о чертежах, не брав в жизни никогда ни циркуля, карандаша, не видав образцов этих многочисленных разнообразных частей механизмов, которые им приходится делать? Бывало, мастер обойдет по мастерской, раздаст необработанные куски металла, расскажет — сделай так да вот этак, и довольно: вещь точится, сверлится, полируется. Примеришь: все в меру — как и быть должно.

...Наша сборка машин похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской — циферблат, из другой — стрелки, из третьей — корпус и т. д. И часы собраны».

Следом на Путилова буквально посыпались новые заказы. Изготовить 14 паровых машин и котлов большей, чем для канонерок, мощности — для установки на винтовых корветах. Построить и ввести в действие в Кронштадте ремонтный завод для всей паровой флотилии. Построить три ремонтных дока. Энергия и способности Путилова превратили его за годы Крымской войны в самого нужного советника для Морского министерства...

После Крымской войны Путилов увольняется с военно-морской службы. Осмотревшись, обдумав и взвесив накопленный опыт, он обратил внимание на проблему с обеспечением петербургских заводов металлом. До 1857 года чугун на севере России производился только в незначительном количестве, а основную массу железа Петербург получал с Урала сложным и тяжелым речным путем.

Первенцем Путилова стал маленький чугуноплавильный завод в Финляндии, находившийся в 40 километрах от озера Сайма на одноименном водопаде. Купив завод, Путилов фактически построил на его месте всего за полгода новое предприятие. По тем временам немалое: паровые машины до 200 сил, доменная печь с двумя вагранками, 9 пудлинговых и 3 сварочные печи, 3 паровых молота, кузница, механическая и модельная мастерские. С самого начала при заводе появились больница и школа — редкость для частных предприятий той поры.

А с течением времени были осуществлены Николаем Ивановичем такие гигантские проекты, как Путиловский завод, Обуховский завод, Морской торговый порт, входящие и поныне в число крупнейших российских предприятий. Эти уже не заведения, а настоящие промышленные гиганты не только обеспечили промышленность России металлом, но и поставляли рельсы, паровозы, подвижной состав для железных дорог, стали арсеналом для армии и флота.

Сорокалетний труд инженера, металлурга, ученого, организатора промышленности Н. И. Путилова завершился 18 апреля 1880 года. При жизни Путилова его обвиняли во многом. В том, что берется сразу за много дел, в ненасытности по части введения всяких новшеств на заводах, в опасной (по мнению других капиталистов) политике «заигрывания» с рабочими. Но ни один голос никогда не обвинял его в личной корысти, стяжательстве, стремлении к обогащению за счет нещадной эксплуатации рабочих, роскоши и расточительстве, недостатке патриотизма.

Путилов завещал похоронить его на дамбе Морского канала — в таком месте, чтобы перед могилой были видны Путиловский завод и Морской торговый порт. Император Александр II на докладе министра внутренних дел о последней воле Николая Ивановича, которая по тем временам была неслыханной, начертал резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы».

В последний путь заводчика Путилова провожали тысячи рабочих, которые на руках пронесли гроб к месту погребения — на взморье, на высоком берегу Екатерингофки.

Знакомство с биографией одного из лучших представителей раннего капитализма в России, каким являлся Путилов, наводит на мысль, что слово «предприниматель» происходит изначально от «предпринимать», «делать», «созидать». Созидать прочно и на перспективу. Ведь и сегодня живут и здравствуют предприятия, выросшие благодаря настойчивости и организаторскому таланту Николая Ивановича Путилова.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100