Новости Петербурга

"Коммерсант СПб": Незамерзающий чай составляет конкуренцию русскому квасу.

11:56:13, 11 июля 2005
Петербургский рынок охлажденных напитков переживает бурный рост. За последние два года объем продаж в этом сегменте вырос практически в 3 раза. Пальму первенства удерживают квас и недавно пришедший из Европы холодный чай.

Рынок холодного чая в нашей стране еще довольно молод, и аналитики измеряют его в целом, не выделяя отдельные регионы. Емкость общероссийского рынка холодного чая в 2004г. составила 35 млн л. По данным компании "Троя-ультра", емкость петербургского рынка составляет почти 35% российского сегмента холодного чая, то есть около 12,3 млн л в год. Пик спроса на этот напиток приходится на теплое время года - с мая по август. Первый из "чайных" брендов появился в России 3 года назад, когда компания PepsiCo вывела на рынок совместный с Unilever продукт - напиток Lipton Ice. С 2003г. темпы роста этого сегмента стабильны и составляют около 170% в год. Тем не менее чай считается сложным для продвижения в России напитком в связи с достаточно холодным климатом. Так, например, планы компаний "Нидан" (марка Caprice) и Coca-cola (марка Nestea) лидировать в этом сегменте напитков, заявленные при выводе брендов на рынок, пока остались лишь на бумаге. Как считают в компании "Нидан", ошибка кроется в том, что "напитки оказались представлены в низком ценовом сегменте, а в восприятии российского потребителя холодный чай - это нишевый, премиальный продукт". Абсолютным лидером сегмента холодного чая является сегодня компания PepsiCo, на чью долю приходится около 75% рынка. При этом вечный конкурент компании, Coca-cola с напитком Nestea, имеет в этой нише довольно слабую позицию - всего 8%. Такая ситуация сложилась в результате того, что почти год рынок был во власти практически одного игрока. Coca-cola вывела свой напиток только в прошлом году и теперь старается догнать лидера с помощью массированной рекламной кампании.

"Скорее всего, в итоге место лидера поделят "Пепси-кола" и "Кока-кола". Возможно появление продукции региональных производителей сока. Но для них главным будет не конкуренция с лидерами, а расширение ассортиментной линейки и компенсация таким образом сезонного падения спроса на соковую группу", - считают в компании "Троя-ультра". Отметим, что и сейчас на рынке практически нет компаний, специализирующихся только на выпуске холодного чая, - активно его продажи идут лишь в течение трех-пяти теплых месяцев. Потребление же соков и нектаров в летние месяцы снижается на 15-20%. Чтобы компенсировать потери, производители соков и пополняют ассортиментную линейку холодным чаем с различными добавками. "Холодный чай - очень удобный для производителей соков продукт, поскольку высокий сезон для холодного чая совпадает с низким сезоном в потреблении соковой продукции, что позволяет частично компенсировать сезонный спад продаж", - утверждает директор бизнес-направления "Соки России" ГК "Нидан" Андрей Яновский. Предполагается, что по итогам 2005г. объем рынка холодного чая вырастет на 300%. "В ближайший год ожидается усиление конкуренции в этом сегменте, появятся продукты во всех ценовых сегментах, да и границы между ними будут более четко выражены", - предполагает директор по маркетингу компании "Троя-ультра" Ирина Тимофеева. Кроме того, считают аналитики, пропаганда полезных качеств такого напитка станет следующим маркетинговым ходом производителей - например, в продаже может появиться чай без сахара или без кофеина.

Имеющийся в продаже квас следует делить на две категории: сам квас и так называемый квасной напиток. "Существует значительная разница между квасом - натуральным напитком, который варится из зернового сырья и готовится путем сбраживания, и концентратом квасного сусла (ККС), который разбавляют водой, а затем искусственно газируют", - говорит директор по маркетингу ОАО "Дека" (бренд "Никола") Никита Волков. По мнению производителей собственно кваса, многие игроки квасного сегмента не имеют бродильных мощностей и продают под видом кваса то, что им не является. "И все из-за того, что новый ГОСТ по квасу до сих пор не принят, а решение технического комитета Госстандарта РФ писать слово "квас" на напитке, приготовленном путем брожения, носит рекомендательный характер. Штрафов нет, и недобросовестные производители ароматизированной газировки этим активно пользуются", - сетует господин Волков. В целом рынок кваса сегодня, так же как и сегмент холодного чая, переживает активный рост. С 2002г. квас по объемам продаж занимает среди напитков четвертое место, после сока, минеральной воды и лимонада. По данным компании ACNielsen, доля кваса в общем объеме продаж безалкогольных газированных напитков в Санкт-Петербурге за 2004г. составила 6,5% физического и 5,5% стоимостного объема продаж. Потребление кваса в городе составляет почти 10 л на человека в год. Емкость петербургского рынка составляет около 35 млн л в год, или около 50 млн руб.

По прогнозам ряда аналитиков, к июлю 2005г. в Петербурге будет выпито до 500 тыс. дал кваса и квасных напитков. Как и рынок холодного чая, рынок кваса характеризуется высокой сезонностью: продажи летом в 5-8 раз выше, чем во все остальные месяцы. Основной сезон продаж приходится на май-сентябрь. Последние четыре года ежегодный рост этого сегмента безалкогольных напитков составляет более 20-30%. Сейчас на петербургском рынке работает более 100 компаний, однако, по данным агентства "Бизнес-аналитика", ощутимую долю занимают только три из них: "Полюстрово", комбинат имени Степана Разина и "Виртек". По прогнозам участников рынка, в ближайшее время развитие получат несколько тенденций, существующих сегодня на рынке. Одна из них - это стабильный рост минимум на 30% в год. "Усталость от синтетики и псевдополезных "энергетических" и "тонизирующих" напитков ведет к тому, что люди возвращаются к старому доброму квасу", - прогнозируют в компании "Дека". В компании "Комбинат имени Степана Разина" также считают, что рынок кваса ждет бурное развитие. "Этот сегмент ожидает активная конкурентная борьба и укрепление позиций московских производителей, например "Очаково", на петербургском рынке", - сообщили на комбинате. Кроме того, на "Степане Разине" отмечают, что уже в следующем году следует ждать всплеска рекламной активности таких игроков, как "Полюстрово". Второй перспективной тенденцией участники рынка считают развитие технологий приготовления кваса, которое приведет к появлению российских брендов, на сегодняшнем рынке практически отсутствующих. "Сегодня натуральный квас имеет ограниченный срок годности, что значительно ограничивает возможности дистрибуции. Только в прошлом году нам удалось доработать технологию таким образом, чтобы увеличить срок хранения кваса "Очаковский" до 60 суток. И теперь мы "покрываем" всю европейскую часть России и Уральский федеральный округ", - поделился Вячеслав Меркулов, директор по продажам МПБК "Очаково".

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100