Новости Петербурга

Извоз белый, серый... и никакой

15:26:06, 15 июля 2005
Извоз белый, серый... и никакой
Рынок нелегального извоза в Петербурге составляет 250 — 300 миллионов долларов в год
В большинстве крупных городов мира система такси работает как часы: люди всегда знают, где они могут поймать машину, во сколько им это обойдется, и что за рулем будет сидеть высококвалифицированный водитель. В Петербурге же совершенно другая ситуация: поймать такси у вокзала или аэропорта практически невозможно, цены на проезд скачут, будто пьяные, а все попытки городских властей навести порядок заканчиваются ничем...

Теневой бизнес

Развал устоявшейся системы такси в Петербурге произошел в начале 90-х годов, когда большая часть государственных таксопарков была разворована и пущена с молотка. Рынок сразу же заняли бывшие таксисты, выброшенные на улицу. Но теперь они работали на личных машинах и под контролем криминала. Частники быстро заняли самые хлебные места — аэропорты и вокзалы. Потом мало-помалу стали возрождаться таксопарки, превратившись в акционерные общества. Но частники с обжитых мест уходить не собирались, и когда таксисты вновь попытались вернуться в тот же аэропорт, то получили жестокий отпор. При этом с ликвидацией государственных таксопарков цены стремительно рванули вверх, не подчиняясь никаким законам логики или рыночной экономики. Сегодня из Пулково в центр Петербурга можно добраться и за 500 рублей, и за 5000 — все зависит от наглости водителя и платежеспособности клиента.

Со временем в Петербурге сложилось три класса водителей, занимающихся частным извозом, — «черные», «серые» и «белые» таксисты. Снаряжение среднестатистического «черного» извозчика: «Жигули» шестой модели после капремонта. Работает в «отстойнике» у метро, поджидает пассажиров, которым лень ждать общественного транспорта или маршрутки и которые готовы отвалить 50 — 80 рублей за поездку до дома. Берет клиентов еще и «от бордюра», то есть голосующих на дороге. Водители — от коренных петербуржцев, знающих город как свои пять пальцев, до лиц, подрабатывающих частным извозом в свободное от торговли всякими бананами время. Они город, естественно, знают плохо, и могут завести Бог знает куда. За это, да еще за грозящую в любой момент развалиться старенькую шестерку-«шоху» подобных водителей часто называют «шахидами».

«Серые» таксисты, как правило, «промышляют» на «девятках» или на недорогих подержанных иномарках. Они так же, как и «черные» извозчики, работают «от бордюра», однако, в отличие от последних, три-четыре раза в неделю принимают выгодные заказы от диспетчеров крупных таксомоторных компаний. «Допустим, ты встречаешь в аэропорту клиента, отвозишь, — говорит Сергей, зарабатывающий на жизнь частным извозом с 1993 года. — За рейс берешь косарь, от него 20 процентов отдаешь диспетчеру за хороший заказ». Что же касается официальных таксистов, то они работают на «Волгах» или недорогих иномарках. Их легко узнать по желтому цвету машин, шашечкам и наклейкам с контактными телефонами таксомоторной компании.

То, что происходит в мире такси, гораздо сложнее, чем кажется простому пассажиру. Садясь в машину с шашечками на борту или тормозя частника-«бомбилу», мы не задумываемся, кто за рулем: «белый» таксист, «черный» извозчик или «серый» водила. На самом деле работа «черных», «белых» и «серых» таксистов всегда была строго организована. Бригады на вокзалах и в аэропортах разбиты на смены. У каждой из них есть свой подсадчик, или «сажала». У таксистов они получают зарплату, а у частников — определенный процент от суммы выручки. Доходы «черного» извозчика, если, конечно, он работает каждый день, могут достигать 500 — 700 долларов в месяц. «Серые» таксисты иногда «бомбят» до 1500 «зеленых». «Белые» зарабатывают меньше всех — от 200 до 500 долларов. В целом же, по подсчетам экспертов, рынок нелегального извоза только в Петербурге составляет 250 — 300 миллионов долларов в год.

У «водил» есть группы силовой поддержки. Они участвуют в драках с официальными перевозчиками и залетными частниками. К примеру, именно подобные «бригады» принимали участие в драке у Московского вокзала, произошедшей в апреле 2004 года. Тогда «черные» и «серые» перевозчики серьезно покалечили водителей частных таксомоторных компаний, решивших «поймать» клиентов, прибывших поездами из Москвы.

«Бомбилы», работающие вблизи аэропортов Пулково и Пулково-2, представляют собой и вовсе закрытую касту водителей, попасть в которую можно только по большому блату. По нашей информации, их средний заработок составляет порядка 1000 — 1200 долларов в месяц При этом большинство из них в совершенстве владеет множеством способов отобрать деньги у незадачливого пассажира. «Ну вот подходит к человеку частник, говорит: поехали, недорого возьму — по десяточке за километр, — рассказывает Сергей. — Человек прикидывает, сколько до дома, соглашается. В конце пути выясняется — по десяточке долларов за километр. А если не заплатишь, то рискуешь быть побитым, так как уговор дороже денег. Или еще проще: водитель говорит: вам куда? На Петроградку? Вот тут как раз компания подобралась, ну на бензин по 150 скиньтесь, и поедем. В конце пути так называемые попутчики достают по 150 баксов и говорят: ты чего, самый умный? Все поняли, что в долларах, а ты нет».

При этом приструнить извозчиков, работающих у того же Пулково, нет никакой возможности. «Гонять автомобилистов — это не функция служб аэропорта, есть другие ведомства, которые должны разбираться, имеют ли право работать эти люди», — сообщили нам в администрации Пулково. В милиции же только разводят руками. «Ну вы поймите, мы просто не можем поймать этих “серых”, “черных” таксистов за руку, — сказали нам в пресс-службе ГИБДД. — Может, он просто друга приехал встречать, или по радиозаказу прибыл клиента забрать — это же ведь никто не запрещает. Люди же, которые воспользовались услугами нелегальных перевозчиков, как вы понимаете, в милицию не обращаются, а без заявлений мы не работаем».

Качество — неприличное, а цены — столичные

Получается, бороться с частным извозом практически невозможно? Городские власти так не считают. Как сообщил корреспонденту «МК» в Питере» первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов, в ближайшее время будет создана Межведомственная транспортная комиссия, которая станет контролировать петербургский таксомоторный транспорт, а в Законодательном собрании рассмотрят проект закона «О перевозке пассажиров таксомоторами индивидуального пользования». Этот документ предполагает существенное увеличение штрафов за незаконный частный извоз. Так, если за подобным занятием поймают обычного человека, то он заплатит штраф в размере 15 — 25 МРОТ (1500 — 2500 рублей), если должностное лицо — 35 — 50 МРОТ (3500 — 5000 рублей), а если юридическое — и вовсе 500 — 1000 МРОТ (50 000 — 100 000 рублей). Кроме того, уже подготовлен проект распоряжения «О плане мероприятий по развитию легковых таксомоторных перевозок в Петербурге», который должен ограничить возможности недобросовестных перевозчиков.

Впрочем, все эти прописанные меры еще надо осуществить, а это не так-то просто. Скажем, проект закона «О перевозке пассажиров таксомоторами индивидуального пользования в Санкт-Петербурге» ЗакС будет рассматривать только осенью, и большинство экспертов склоняются к тому, что шансов на то, что он пройдет, немного. Кроме того, в комитете по транспорту нам так и не объяснили, как будут отделять «бомбил» от тех, кто просто помогает друзьям добраться от вокзала до дома.

Впрочем, организация цивилизованной системы такси предполагает не только борьбу с «бомбилами», но и создание таких условий, при которых пользоваться услугами машин с шашечками могло бы большинство горожан. Пока же такси в городе на Неве стоят даже дороже, чем в Москве. И это объясняется не жадностью перевозчиков, а излишне завышенными требованиями властей к таксопаркам, из-за чего коммерсантам приходится идти на огромные траты и затем «отбивать» их на пассажирах. В Питере таксомоторные компании берут за один километр проезда 19 — 20 рублей, хотя в первопрестольной — 12 — 15 рублей!

Таким образом, с сожалением можно констатировать, что если в сфере борьбы с незаконными извозчиками власти Петербурга еще пытаются предпринимать какие-то меры, то в отношении удешевления стоимости услуг такси город не работает вообще. А следовательно, ждать появления дешевых и безопасных такси, доступных большинству петербуржцев, нам придется еще долгие годы...

Фото Валерия МИШАКОВА

Александр Макаренко
Газета Московский Комсомолец в Питере №28/53 за 13-07-2005

МК в Питере

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100