Новости Петербурга

Жить, а не выживать

18:22:04, 22 июля 2005
Жить, а не выживать
После затяжного упадка Ивангород стал донором областного бюджета
Наталья АНИСИМОВА

Завтра одному из старейших городов Северо-Запада — Ивангороду исполняется 513 лет. Он расположен на правом берегу реки Нарвы, по которой проходит Государственная граница. Напротив в полутораста метрах — эстонский город Нарва. Два его средневековых замка в упор смотрят на стены знаменитой Ивангородской крепости.

Тесное соседство двух когда-то очень похожих и близких во всех отношениях городов, сегодня принадлежащих двум разным государствам, называют уникальным. Оказавшийся изолированным от Нарвы, Ивангород пережил затяжной упадок, но в итоге добился экономического процветания. Сегодня впервые за долгие годы муниципальное образование «Город Ивангород» из убыточного превратилось в донора областного бюджета.

Бродя по его тихим улочкам, замечаешь, что жизнь этого древнего города, как ни странно, молодеет. Дело даже не во вновь отстроенных богатых особняках и дорогих автомобилях. Дело в настроении встречных прохожих, жизнь которых явно налаживается. Мелочь, казалось бы, но какая символичная: в Ивангороде много цветников и детских площадок. Значит, здесь перестали выживать и начали просто жить.

Без воды и дотаций

Все знают, что российско-эстонская граница пролегла по судьбам очень многих людей, в первую очередь — жителей Ивангорода и Нарвы. Тех, кто прежде ходил на работу за реку, у кого на противоположном берегу живут родственники, друзья, любимые. Наконец, тех, у кого там расположены дачи. С российской стороны таких оказалось очень много — более 8 тысяч из 11.200 ивангородцев.

От дач пришлось отказаться или обменять их на «отечественный вариант», работу бросить (сегодня «служебными» визами пользуются человек пятьдесят, не больше), с друзьями завязать переписку. Ну а те, кто связан с нарвитянами кровными узами или успел похоронить в Нарве близких, пересекают границу по «родственным» визам. Таких ни много ни мало пять тысяч человек.

Понятно, что предприятия Ивангорода без специалистов и рабочих из Нарвы тоже опустели. Текстильная фабрика, на которой до 1990-х годов работали полторы тысячи человек, несколько лет простаивала вовсе. Примерно та же история произошла с заводом котельно-вспомогательного оборудования для электростанций. Жалкое существование влачил и филиал завода «Ленполиграфмаш».

Мало того, российский берег был полностью зависим от соседа в обеспечении водой и канализовании, так что после разрыва оказался «в доисторических условиях». Жизнь, наполнившись неожиданно возникшими проблемами, резко покатилась под уклон.

— По статистике, каждый второй ивангородец — либо старый, либо малый, а есть еще инвалиды, безработные, малообеспеченные граждане, и всем им нужна поддержка. Но в первые лет восемь после развала Союза город не мог помочь этим людям даже в самом необходимом, — говорит заместитель главы администрации Ивангорода по социальным вопросам Ирина Селиверстова. — Задержки зарплаты и пенсии были привычным явлением, жилищно-коммунальных субсидий не было в помине, как и качественного бесплатного питания в детских садах и школах. Тогда ивангородцам немного помогала Нарва. Из-за границы на нас смотрели с жалостью.

Но во всякой болезни бывает критический, переломный, момент. Оставшись один на один со своими проблемами, Ивангород сумел собраться с силами и стать финансово независимым муниципальным образованием.

Независимость

По мнению заместителя главы администрации Ивангорода Алексея Шанина, второе дыхание открылось, когда в Ленобласти начало действовать особое инвестиционное законодательство. Благодаря ему за последние 5 — 6 лет в город пришли организаторы производства, открылись новые предприятия.

Но этого городским руководителям показалось мало. Они разработали и внедрили аналогичное местное положение о мерах поддержки инвестиционной деятельности, по которому инвесторам предоставляются льготы по уплате налогов в местный бюджет до момента окупаемости проекта и еще спустя два года после.

В итоге текстильная фабрика начала постепенно оживать, и сегодня, после замены значительной части оборудования, она выполняет заказы для ковровой промышленности. Филиал завода «Ленполиграфмаш» перепрофилирован на выпуск товаров народного потребления и фурнитуры для металлообрабатывающей промышленности.

— После того как сформировался местный инвестиционный климат, в городе был построен завод по изготовлению полуфабрикатов для алкогольных, косметических, парфюмерных производств. Именно он в основном наполняет городской бюджет, — говорит первый заместитель главы администрации Ивангорода Алексей Шанин. — Зарегистрированы и через год-полтора начнут действовать два предприятия, которые будут заниматься переработкой и транспортировкой нефти. Это априори высокорентабельные производства, они дадут существенную прибавку к бюджету и около полутора тысяч рабочих мест. То есть наших рабочих рук, скорее всего, даже не хватит, появятся новые горожане, вырастет новое жилье.

Ну а всего в Ивангороде зарегистрировано уже более 400 предприятий разных форм собственности. В совокупности за 2004 год они дали 27,6 млн рублей прибыли, в то время как, скажем, еще в 2003 году дефицит бюджета составил 8,4 млн рублей. Среднемесячная зарплата по городу только за первый квартал 2005 года выросла столь существенно, что превысила прожиточный минимум по Ленобласти в 2,4 раза. Наверное, жителя Петербурга ее уровень в 6472 рубля не слишком впечатлит, но для маленького приграничного городка это очень хороший показатель экономического роста.

Сегодня в городе работают собственные очистные сооружения, налажена добыча питьевой воды из скважин глубиной больше 180 м. Как показывают лабораторные пробы, вода, которую оттуда достают, не уступает очищенной бутилированной. Кстати, теперь уже Эстония хочет покупать ивангородскую воду, поскольку там, по словам местных чиновников, назревает питьевой кризис. В Нарве частная торговля питьевой водой принимает все больший размах. И если удастся добиться договоренности на государственном уровне, старые советские водоводы вновь заработают, только теперь уже «в обратную сторону».

Берег левый — берег правый

Через реку пролегает так называемый мост Дружбы, а по его середине — Государственная граница. Одним своим концом мост упирается в российскую таможенную зону, другим — в эстонскую.

В городе, находящемся в 150 метрах от Евросоюза, граница влияет практически на все сферы жизни. В Эстонию и обратно идут груженые составы и фуры, пассажирские поезда, туристические автобусы и очень много легковых автомобилей. Каждый год приграничный обмен возрастает на 10 — 15 процентов, и эта тенденция сохранится еще долго.

В будни на территории таможенного автомобильного терминала очереди почти нет — стоят пара автобусов и несколько частных легковушек. Зато к пешеходному пункту пропуска вдоль забора-сетки движется людская вереница, а ей навстречу — другая. Выглядит это буднично, будто по берегу Нарвы гуляют прохожие. Правда, в руках у прогуливающихся сумки, сетки, пакеты.

Как рассказали местные жители, многие ивангородцы и нарвитяне границей зарабатывают себе на жизнь. Конечно же, вполне легально. В Нарву везут продукты, лекарства, водку и сигареты, товары народного потребления, стройматериалы, отделочные материалы, сантехнику. Там все это стоит гораздо дороже. В Россию на продажу переправляют полотно, постельное белье, кофе, конфеты, сметану... По мнению ивангородцев, не все, но часть продуктов и текстильных товаров сохранили знаменитое эстонское качество.

— В первые пять лет после образования Государственной границы, примерно до 1997 года, нарушителей ловили десятками, а теперь это редкое явление, — говорит начальник отдела пограничного контроля «Ивангород» полковник пограничной службы Андрей Махов. — Сейчас мы разрабатываем менее жесткий режим контроля, ведь в основном за границу едут и идут добропорядочные граждане, решающие бытовые вопросы.

Нет смысла и в существующих сегодня мерах, препятствующих проезду в Ивангород российских туристов. Сегодня, чтобы на выходных посмотреть Ивангородскую крепость, нужно загодя заказывать пропуск, заполнять длинную анкету. Все это ни к чему, считают в администрации города и в скором времени обещают максимально упростить эту процедуру. Все желающие россияне смогут оформить документы за минуту-две непосредственно у въезда на приграничную территорию.

Если грузопассажирский терминал построен сравнительно давно и по европейским стандартам, то таможенники и пограничники железнодорожного пункта пропуска еще совсем недавно ютились в будках и вагончиках. Вид захолустной станции Ивангород явно не соответствовал той роли, которую она выполняла и продолжает выполнять.

Сегодня вокзал преображается буквально на глазах. Отстроены новые просторные здания, устанавливается видеонаблюдение, приводится в порядок прилегающая территория. Вот-вот железнодорожная станция, через которую в сутки проходят до 24 пар поездов, десять из которых — нефтеналивные составы, приобретет вполне европейский вид.

В целом же Ивангород выглядит пока еще по-советски провинциально. Много длинных низких строений примитивной архитектуры, запущенных уголков, развалин... Но, гуляя по пустынным улочкам памятника фабричной застройки «Парусинка», глядя из крепостных бойниц «на ту сторону», представляешь картины будущего этого уникального города. В нем будут жить богатые хозяева, гостить множество туристов, а восстановленная Ивангородская крепость будет с достоинством смотреть в лицо западного соседа.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100