Новости Петербурга

Смотрите: ТРАМ!

20:22:16, 30 июля 2005
Смотрите: ТРАМ!
Наше подрастающее поколение сегодня не особенно рвется в театр — есть развлечения, которые кажутся ему более интересными. И так же, как впоследствии потомки будут расшифровывать непонятные им термины начала XXI века, мы расшифруем название, хорошо знакомое людям 1930-х годов, но загадочное для нас.

ТРАМ, театр рабочей молодежи... Сейчас такого театра нет ни в Москве, ни в Ленинграде, ни в других городах. А в свое время трамовское движение, возникшее по указанию «сверху», захватило всю страну.

Ленинградский губернский политпросветотдел в июне 1925 года обязал создающийся коллектив «дать ряд... интересных спектаклей, отвечающих на политические и бытовые запросы молодежи... тем самым организуя вечерний и праздничный досуг».

Первый ТРАМ открылся 21 ноября 1925 года в нашем городе. Вслед за ним появились театры рабочей молодежи в Баку, Москве, Перми, Иваново-Вознесенске. К 1929 году их насчитывалось уже 60, а к 1932-му — 300. ТРАМы возникли на стыке самодеятельного и профессионального искусства, долгое время сохраняя свое «срединное» положение между профессиональным театром и квалифицированным кружком.

Тысячи молодых рабочих в разных концах страны отважно бросились на штурм театральных вершин, веря, что все им по плечу, что невозможного нет. Как заявлял руководитель ленинградского трамовского движения Михаил Соколовский: «Мы меньше всего театр, мы больше всего группа энтузиастов, группа комсомольцев, строителей новой жизни, нового быта, но все-таки это строительство проводим мы через театр, средствами театра...».

Первые спектакли ленинградского ТРАМа вызывали горячий интерес не только у их участников, но и у молодых рабочих: на сцене действительно разворачивались эпизоды их жизни, отраженные в пьесах, написанных комсомольскими активистами. Архивная фотография дает представление об одном из самых успешных спектаклей ленинградского ТРАМа — оперетте «Дружная горка». По словам его создателей, это была «несложная пьеса с песнями, несколько комедийных и лирических фигур комсомольцев... Весело и остроумно разыграли трамовцы бесхитростный сюжет «об отдыхе и любви»...».

Но идеологическая заданность и прямолинейность со временем полностью задавили театральное творческое начало. К концу 1920-х годов ТРАМы превратились уже в профессиональные театры. Зрителю такая «профессиональность» пришлась не очень-то по вкусу. Ведь доступный ранее для понимания «свой» театр становился в один ряд с прочими театрами, посещать которые не было ни привычки, ни желания.

Впрочем, недолговечный театрально-политический эксперимент не прошел бесследно. Именно театры рабочей молодежи разработали принципы молодежного публицистического спектакля, музыкально-танцевального, оптимистического по звучанию и динамичного по ритмам, как принято говорить современным нам языком — «синтетического» зрелища.

Фотография из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100