Новости Петербурга

Поголовье растет

13:00:35, 04 августа 2005
Поголовье растет
На улице Правды заложен парк современной скульптуры
Людмила ЛЕУССКАЯ

Большая часть большевистских лозунгов канула в Лету вместе с утопическими идеями всеобщего равноправия и братства. Но, как известно, правил без исключения не бывает. Лозунг «Искусство в массы» воплощается в жизнь в центре нашего города на улице с вполне подходящим для этого названием — улица Правды. Здесь заложен парк современной скульптуры.

Для пешеходных зон нашего города эта идея не нова. Нечто подобное предполагалось на Малой Конюшенной: выставки под открытым небом, обсуждение новых проектов... Навек там задержались памятник Гоголю, статуя городового и метеорологический павильон.

На тесной, насыщенной малыми архитектурными формами Малой Садовой сумели прижиться «Фотограф» и кое-кто из представителей анималистического жанра. Особенно «радуют» глаз два белоснежных льва из тех, что любят ставить у себя на даче люди без воображения, но не стесненные в средствах.

Скульптурное убранство двух первых пешеходных зон города сложилось, можно сказать, стихийно. Парк современной скульптуры создается организованно в рамках благоустройства улиц Большая Московская и Правды. Суть замысла обозначена в тексте информационного знака. Предполагается, что произведения петербургских мастеров раскроют связь между современностью и историей района.

Решить задачу доверили двум скульпторам — «пионерам» новой волны внедрения искусства в массы. Борис Сергеев выполнил композицию «Три ангела» — знак, памяти о церквах, стоявших в начале прошлого века на пересечении улиц Социалистической (бывшей Ивановской) и Правды (бывшей Кабинетной). Дмитрий Каминкер — автор двух скульптур. Одна из них, получившая название «Организатор» (он же «Режиссер»), по понятной причине встала рядом с Университетом кино и телевидения. «Слепой» (или «Одинокий») занял место поблизости, поскольку, как следует из пояснительного текста, созвучен основной теме романов Достоевского — миру униженных и оскорбленных.

Тут уместно вспомнить, что лет десять назад, а то и больше, обсуждалась идея установки в этом районе скульптурных портретов героев книг всемирно известного писателя. Мы вполне могли получить Сонечку Мармеладову под фонарем или Раскольникова с топором в руках, отлитых в бронзе.

Можно радоваться, что вместо них в массы вышли работы Каминкера. Они известны, хороши, самодостаточны, одинаково органичны в музейном пространстве и под открытым небом. Нет нужды пристегивать их к месту или теме. Как вряд ли имеет смысл сковывать фантазию современных авторов жесткими рамками. Важно выдержать уровень работ, которым предстоит долго, может быть, всегда, стоять в центре города.

Авторы идеи намерены возделывать парк современной скульптуры и впредь. Предполагается, что пешеходная зона улиц Большая Московская и Правды станет выставочным залом для современных скульпторов. Лучшие работы получат шанс там прописаться навечно. Но уже сейчас, если приглядеться, можно понять, где вскоре появятся новые скульптурные объекты. Говорят, сюда переберется « Гаврюша» — памятник доброй собаке, лишившийся пристанища на Малой Садовой. Собака может стать поводырем для «Слепого». Иначе говоря, парк скульптур будет расти, а вместе с ним и поголовье его обитателей.

Появление новых персонажей в пространстве перегруженной фонарями, цветниками, клумбами и прочими деталями пешеходной зоны не стало событием для местных обитателей. Вчера прохожие привычно спешили по своим делам. Их, видимо, перекормили обилием малых архитектурных форм.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100