Новости Петербурга

Открыть лекарство от СПИДа ученых заставила нужда

21:38:18, 10 августа 2005
Открыть лекарство от СПИДа ученых заставила нужда
Новая разработка петербургских генетиков - препарат поможет ВИЧ инфицированным людям. Правда, чтобы наладить его выпуск, разработчикам из Петербургского университета необходимы инвестиции. Сможет ли решить эту проблему создаваемый в Петергофе Наукоград? О союзе науки и бизнеса - репортаж Елены Горшениной:

Как ни стыдно в этом признаться ученым, но открыть новое лекарство от СПИДа их заставила нужда, а не любовь к науке. В начале 1990-х лаборатории биохимической генетики, как и любой научной, грозило вымирание. У государства не хватало денег даже на продукты, и оно забыло науку. Ученым пришлось искать пути выживания самим. В 1991 интересы рынка в лаборатории поставили выше научных. Но по иронии судьбы успех коммерческий пришел только вместе с исследовательским. В поисках лекарства от СПИДа петербургские ученые впервые в России смогли искусственно произвести человеческий белок - поместив ген человека в обыкновенные дрожжи. Это открытие и стало российским лекарством от СПИДа. Эффективность его доказали опыты и теперь нужны лишь деньги на его производство. Своих мощностей лаборатории хватает лишь не небольшие партии образцов.

Михаил Смирнов, зав. лабораторией биохимической генетики Биологического НИИ СПбГУ: Вот в этом жбане я выращиваю 2 килограмма дрожжей. Это 3-4 тысячи порций. Это – не очень много. А для производства такого препарата в промышленных объемах мне нужен хотя бы один небольшой цех.

О мечте биологов, маленьком фармацевтическом заводике, физики говорят – слишком большие запросы. В физических лабораториях о промышленных объемах и не мечтают. Здесь давно работают одни энтузиасты. О царице наук страна забыла сразу, как перестала нуждаться в оружии. И из героев кинолент физики превратились в редкий научный вид. Разница между поколениями в лабораториях – сорок лет. Сразу после получения ученой степени молодые предпочитают ехать заграницу. В России проводить научные физические опыты остаются лишь профессора. С окладом в тысяч рублей. Предел их мечтаний – хотя бы одна новая установка.

Анатолий Правилов, профессор физического факультета СПбГУ, зав. лабораторией: Вот этот лазер мы заработали сами – с заказов ВПК – еще в конце 80-х. Он едва дышит, разогревается по четыре часа. Как можно работать на таком оборудовании? Вот я и говорю, фундаментальной наукой в России занимаются только придурки.

И прикладной, и фундаментальной науке в Петербурге дан шанс поправить свое положение. Научной штаб-квартире Университета – Петергофу присвоен статус Наукограда. Седьмой по счету в России он станет особенным. Здесь не будет узкой специализации, как в Обнинске или Дубне – по одной отрасли знаний. В этом Наукограде представлены все естественно-научные предметы.

Владимир Троян, проректор по научной работе СПбГУ, профессор: Этот статус дает нам возможность реализовать те проекты, которые у нас есть. Привлечь инвесторов, их деньги. Мы сейчас очень многое способные предложить – это и нанотехнологии, и информационные технологии, это знания о строении Земли – во всем мире это котируется.

Привлечь инвесторов в науку будет непросто. Получить прибыль от любой научной разработки можно минимум лет через десять. Инвесторы же в России, как отечественные, так и зарубежные, готовы вкладываются только короткими деньгами: прибыль должна быть уже через три года, иначе риск слишком велик. Но петербургские ученые не теряют надежды найти деньги. И суть здесь даже не в новом статусе Петергофа, а в льготном налогообложении. С 27 августа по закону все Наукограды становятся свободными экономическими зонами. Сюда и придут инвесторы.

Превращение университетского городка в Наукоград еще не гарантирует манны небесной. Но здесь быстрых результатов и не ждут. Привлечение инвестора позволит только купить оборудование и продолжить исследования, дивиденды в виде высоких зарплат – будут потом. Но ученые говорят: «Жизнь – это реальность, а не сказка». Они готовы подождать.

Коммерциализация науки заставит ее служить не только человечеству, но и самим ученым. Каждая кафедра знает, что предложить на продажу и куда потратить деньги. Новые научные возможности – современное оборудование и высокие зарплаты, мечтают профессора, привлекут молодых студентов. Тогда, возможно, Нобелевских премий в России станет больше.

5-й канал "ОАО ТРК Петербург"