Новости Петербурга

Балтика раскрывает тайныи задает новые вопросы

06:28:55, 24 августа 2005
и задает новые вопросы
Инна САМСОНОВА

В 1941 году из окруженного Таллина происходила эвакуация войск и мирного населения, печально знаменитый Таллинский переход. Караван подвергся налету, многие корабли погибли. Поиском этих судов занимаются специалисты, участвующие в проекте «Тайны затонувших кораблей».

Основной целью проекта является составление государственного реестра остатков всех кораблей, лежащих в водах Российской Федерации. Последняя экспедиция, посвященная Таллинскому переходу, завершилась в минувшее воскресенье. Водолазы-исследователи Роман Прохоров и Игорь Галайда, рекордсмен России по погружениям, вели съемку.

...Большое судно, военный танкер № 12, на борту которого находились 300 человек из состава 10-го стрелкового корпуса. На палубе — винтовки, пулеметные ленты, патронные подсумки, ящики — все свидетельствует о том, что судно затонуло во время боя. Рубка сохранилась настолько хорошо, что, по словам Романа Прохорова, кажется, будто люди покинули ее только что — все осталось на своих местах.

В этом году специалистам проекта «Тайны затонувших кораблей» удалось обнаружить и исследовать два судна — танкер № 12, построенный, кстати, в 1938 году в Германии, судя по всему, по заказу СССР, и госпитальное судно «Сибирь», на борту которого во время эвакуации находились около полутора тысяч человек. Точных данных о погибших нет. По словам руководителя проекта Андрея Лукошкова, истинное число погибших не разглашалось. Сейчас настало время сказать правду. Скорее всего, на каждом судне, затонувшем в Таллинском переходе (а их было более 60, по данным хроники), погибли от 200 до 500 человек — и военных, и гражданских.

По словам Ильи Кочорова, исполнительного продюсера и режиссера проекта, если удастся составить реестр хотя бы из половины судов, лежащих в водах России, то это будет редкой удачей. Только на дне Финского залива покоится около 300 кораблей, идентифицированы 62, найдены 20, исследованы всего 9. Не удалось пока найти ни одного судового журнала. И это при том что проект существует с 2002 года. И продлится он еще много лет, на протяжении которых будет сниматься фильм.

Специалисты проекта пользуются техникой, произведенной в Петербурге. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков рассказывает, что за границей упоминание о том, что все снаряжение и видеотехника сделаны в Петербурге, вызывает недоверие. Не верят за границей, что в России может производиться что-то качественное. Но водолазы говорят, что чувствуют себя в безопасности, а качество видеосъемки совершенно. Пожалуй, стоит этим гордиться.

Еще есть мечта — подводный музей. Как сказал Андрей Лукошков, экспозиция в наземных музеях того, что подняли со дна, более чем непрофессиональна. Затонувший корабль должен находиться в воде, иначе просто исчезнет впечатление от увиденного.

Специалисты проекта поставили перед собой очень сложную задачу — восстановить историю действительно таинственных и далеких событий. Действительно ли было столько судов, как указывает хроника, или же больше? Каково реальное количество жертв? Можно ли было трагедии избежать? Есть еще один очень интересный вопрос: почему было совершено нападение на белое судно с красным крестом, каковым являлся корабль «Сибирь»? На все эти вопросы способно ответить только время. Время и поиск.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100