Новости Петербурга

Вдоль по бережку,

22:58:20, 25 августа 2005
Вдоль по бережку,
по Неве-реке
Станислав ПЕТРОВ

Когда говорят, что на Петербург надо смотреть с воды, в виду имеется в первую очередь центр Петербурга. И в самом деле, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Исаакий и другие наши символы лучше смотрятся, подчеркнутые строгим штрихом гранитных набережных. Но город видят не только те, кто входит в него с моря или сидит в прогулчном теплоходике.

На Речной вокзал прибывает ежедневно 26 судов, причем в большинстве своем большие круизные речные теплоходы. Более 250 тысяч туристов видят город, спускаясь вниз по Неве. И если сам вокзал в последнее время буквально расцвел (потому что стараниями его директора цветов массу посадили) и приобрел вполне европейский вид, то о берегах, его окружающих, этого пока сказать нельзя.

Именно поэтому теплоход, на котором проходило выездное (выплывное) совещание городского штаба благоустройства, двинулся от Речного вокзала не вниз по течению, в город, а вверх. На повестке дня было «состояние береговых территорий реки Невы и акватории Финского залива».

О состоянии береговых территорий легко отчитываться, например, главе администрации Адмиралтейского района К. Н. Шмелеву: для него еще Петр Алексеевич начинал набережные делать. А вот для главы Невского района

В. И. Хренова набережных не делал никто. И никто ему денег на набережные (а деньги немалые — от 15 до 30 тысяч «зеленых» за погонный метр) особенно не навязывает.

Претензии к администрации Невского района начались, едва «выплывное» совещание отплыло. «Набережная» по левому берегу реки здесь земляная, и обиходить ее не так-то просто. И если где-то в Рыбацком облагородили кусочек, красиво посадив деревца и подровняв газон, то в основном берега выглядят неказисто.

Немного выручают предприятия, те, с которыми у администрации хороший контакт и которые имеют возможность не только свои территории привести в порядок, но и что-то для района сделать. Как, например, Обуховский завод. У него и территория почти от Володарского до Вантового моста. Скошенные газоны, ухоженные деревья, здания и ангары, имеющие цивильный вид, набережная и ограда, радующие глаз, — это, конечно, хорошо смотрится с воды.

Зато частный сектор... Помойки, заново появляющиеся регулярно после каждой очистки берега, упавшие деревья, убогие мостки, лодочные гаражи и их обломки — эстетика отталкивающая. Еще в большей степени это на части левого берега, относящейся уже к Колпинскому району. Здесь на очистку берега израсходовано 900 тысяч рублей. Не заметно.

Зато на правом берегу, где расположились коттеджи «новых жителей области», пейзажи совершенно европейские. Прямо Швейцария. И что интересно: там и там люди живут. Одной национальности, одного в принципе воспитания. Но за «левых» убирают, тратя большие деньги, а «правые» сами платят деньги, чтобы было красиво и чисто. И уж, конечно, не мусорят потом. Есть о чем подумать.

Конечная точка пути — Усть-Ижора порадовала отличной площадкой на левом берегу речки с памятником Александру Нев-скому и великолепной церковью в перспективе. И все сразу поняли, как не хватает симметрии, как портит пейзаж заболоченный правый берег с печально старящимися строениями.

Сразу захотелось вернуться к швейцарским коттеджам невского правобережья, к звенящему изяществу Вантового моста, к вновь строящейся набережной по правому берегу. И вот она перед нами — та самая набережная, по 15 — 30 тысяч долларов за метр. Светлый бетон, изящные линии. Красиво, прочно, современно.

Но вот конфуз! Стройка прерывается территорией водно-моторного клуба «Волна», два года назад решением суда выселенного отсюда. Лохматые корпуса давно умерших катеров, кривые сараи, ржавые гаражи, запертые на ржавые замки... Судебные приставы ничего не могут поделать: общественного имущества здесь уже нет, а частное трогать нельзя. И владельцев попробуйте разыскать!

Фантастика — властям не хватает власти, чтобы разделаться с фактическими самовольщиками. Причем не только здесь. Спортивно-технический клуб «Северянин», водный клуб «Приморец», таинственная база Министерства обороны, другие шарашки с катерами и лодками никак не согласны освобождать пейзаж от хлама и мусора. Некто Розов захватил кусок берега и устроил там ремонтную мастерскую для всякой плавучей ржавчины — его никакими силами с места не стронуть!

Между тем парковка лодок и катеров может стать доходным бизнесом. Думается, городская администрация охотно пошла бы навстречу бизнесмену, который взялся бы построить цивилизованный причал для частных судов. Отвели бы ему место, определили бы порядок парковки. А уж цены он сам бы назначил.

Как, например, делают в Морском яхт-клубе, мимо которого мы тоже проплыли. Здесь причалено с сотню катеров и яхт, многие из которых принадлежат нашим зарубежным гостям. И некоторые из них (ох, хороши!), говорят, стоят по три миллиона долларов. И за стоянку с них, разумеется, берут соответственно.

Вообще яхт-клубы порадовали. Здесь жизнь кипит, и это красиво. И пусть в устье протоки «Керосинка» затоплен какой-то военный кораблишка, пусть пейзаж портят облезлые дебаркадеры, которые никак не могут списать, пусть некоторые острова обнесены пока деревянными (из каких-то тоненьких кольев) набережными... С моря морская столица начинается красивыми кораблями — это символ.

А работа здесь, в самом устье Невы, идет. Вычищена и засыпается знаменитая «Пьяная гавань», облагораживается побережье, зреют планы параллельно со строительством нового Кировского стадиона намыть дополнительную площадь к острову и создать там некий символический вход в город...

Оптимизм, как говорят, наличествует.

Но наряду с этим.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100